Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Понедельник, 06.05.2024, 05:08
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ


Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 278
Показано материалов: 221-240
Страницы: $PAGE_SELECTOR$

Чередование звуков в корне слова
При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков, например: 

6 rus5 51.jpg
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе | Просмотров: 9783 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Значения букв я, ю, е, е
Буквы я, ю, е, е имеют два .значения:
1) обозначают гласные звуки [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующих согласных: мять — [м'а]ть, тюк — [т'у]к, день — [д?э]нь, мёд  — [м'о] д;
2) обозначают два звука: согласный [і] и гласные [а], [і], [э], [о]: я =[і]'а],ю = [і’у],е = [і’э], ё = [і'о]. Буквы я, о, е, ё обозначают два звука:
а)    в начале слова: яма — [і‘а]ма, юг — [і‘у], ель —[]'э] лъ;
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе | Просмотров: 2526 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Правописание приставок при- и пре-
Приставки при- и пре- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать эти приставки, надо знать их значение.
Приставка при- обозначает:
1)    приближение, присоединение, прибавление: прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать;
2)    расположение вблизи чего-нибудь: пригород, приморье, пришкольный {участок), привокзальный;
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе | Просмотров: 3544 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

      Жанры публицистики

1-09-18.jpg Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собрании, в суде.


Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). (Толковый словарь русского языка.) Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Просмотров: 9052 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

       Виды разбора

1. Фонетический разбор слова


1.    Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2.    Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3.    Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
4.    Укажите все варианты переноса слова и все орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие — традиционному?

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Просмотров: 3146 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

  Три компонента культуры речи. Языковая норма

\1-09-19.jpgНазовите основные, с вашей точки зрения, качества хорошей речи, расположите их по степени важности.
1-09-18.jpgПод культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Просмотров: 8770 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

     Дискуссия

1-09-18.jpgНадо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу.

Что для этого важно?

1.    Старайтесь полемизировать, возражать аргументированно, доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не силой голоса, а фактами.

2.    Защиту взглядов (своих или другого выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Просмотров: 3790 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Особенности публичной речи

1-09-18.jpgВ публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно- политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.


Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 7313 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

        Состав слова (морфемика) и словообразование

1-09-18.jpg 1. Что вы знаете о морфемике?


2. Перечислите морфемы. Что они обозначают?


3. Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? А омонимичными? Докажите.


4. С какими разделами грамматики связано словообразование?


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 20838 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

  Оценка текста. Рецензия

1-09-18.jpgОценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произведения, согласия или несогласия с ним, выражение того, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо хорошо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией.

Рецензия (от лат. recensio — обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из Толкового словаря,.) Рецензия является жанром литературной критики.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 6511 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

1-09-18.jpg     Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 13516 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Признаки текста
1-09-18.jpg Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»). Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 9186 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕНОГО (УРОК-ПРАКТИКА)

Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных.

Сложноподчинённые предложения с двумя и более придаточными делятся на несколько видов.

1. В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением придаточные относятся к одному и тому же слову в главной части или ко всей главной части, они являются одинаковыми по значению, то есть однородными: Пете хотелось смотреть и смотреть на неё, как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки (Т. Толстая).

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, при которых запятые ставятся как при однородных членах предложения. Между частями с однородным подчинением, соединёнными одиночными сочинительными союзами и, или, запятая не ставится: Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник и как дрова трещат и стреляют (И. Бунин).

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 14847 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРИДЛОЗЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ И УСТУПИТЕЛЬНЫМИ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОСЧНЫМИ СЛЕДСТВИЯ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ
Придаточные причины

В ПРИДАТОЧНЫХ ПРИЧИНЫ в сложноподчинённых предложениях в придаточной части раскрывается причина того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о следствии, то есть результате. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?. Придаточные причины присоединяются с помощью союзов потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, ввиду того что. Охотники расположились в шалаше и были счастливы, оттого что могут переждать непогоду (Ю. Казаков).

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 14109 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ СТЕПЕНИ И ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫМИ.СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА И ВРЕМЕНИ.



Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельствами

Rus9 11.jpg


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 20314 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

ОСНОВНЫЕ ВИДЫПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОСНЫМИОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. МЕСТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМИ называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) — основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 44612 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

ТЕКСТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЛОГИЧЕСКАЯ И МИКРОТЕМНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА


1.  Проверь себя

Выберите правильный вариант ответа.

1. Текст — это:
А   высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;
Б   высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.

2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 8233 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях — одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Просмотров: 20763 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Сказуемое и его основные типы
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.)
Сказуемое отвечает на общий вопрос:  ч т о  г о в о р и т с я  о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами:  ч т о  д е л а е т  предмет?  к а к о й  он?  к т о  он  т а к о й?  ч т о  т а к о е  предмет?  к а к о в  он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе | Просмотров: 5050 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Подлежащее и способы его выражения

Подлежащее – один из главных членов ДСП, который обозначает производителя действия или носителя признака, названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения (как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.
Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?".
Подлежащее может быть выражено:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе | Просмотров: 6828 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.