Чередование звуков в корне слова При образовании и
изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных
звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков, например:
Значения букв я, ю, е, е Буквы я, ю, е, е имеют два .значения: 1)
обозначают гласные звуки [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующих
согласных: мять — [м'а]ть, тюк — [т'у]к, день — [д?э]нь, мёд — [м'о] д; 2)
обозначают два звука: согласный [і] и гласные [а], [і], [э], [о]: я
=[і]'а],ю = [і’у],е = [і’э], ё = [і'о]. Буквы я, о, е, ё обозначают два
звука: а) в начале слова: яма — [і‘а]ма, юг — [і‘у], ель —[]'э] лъ;
Правописание приставок при- и пре- Приставки при- и
пре- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно
писать эти приставки, надо знать их значение. Приставка при- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать; 2) расположение вблизи чего-нибудь: пригород, приморье, пришкольный {участок), привокзальный;
Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры
(заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные
выступления по радио, телевидению, на митинге, собрании, в суде.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк
— небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных
событий (обычно социально значимых). (Толковый словарь русского языка.)
Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог. 2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены? 3.
Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий
или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он
обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по
звонкости/глухости. 4. Укажите все варианты переноса слова и все
орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому
принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие —
традиционному?
\Назовите основные, с вашей точки зрения, качества хорошей речи, расположите их по степени важности. Под культурой речи
понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и
письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями
и условиями общения.
Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий
языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий
рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.
Надо
уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать
интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в
диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть
оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу.
Что для этого важно?
1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументированно,
доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не
силой голоса, а фактами.
2. Защиту взглядов (своих или другого выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.
В публичной речи используется публицистический стиль.
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что
значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом
«публицистический» являются слова публицистика (общественно-
политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист
(автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически
все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)
посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.
Цель публицистических высказываний — информирование, передача
общественно значимой информации с одновременным воздействием на
читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных
идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Оценка текста
— это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором
произведения, согласия или несогласия с ним, выражение того, о чем, по
вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем
плохо, что в тексте лишнее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо
хорошо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту,
правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем
говорится.
Оценку текста называют отзывом или рецензией.
Рецензия (от лат. recensio — обследование) —
письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного,
художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма.
(Из Толкового словаря,.) Рецензия является жанром литературной критики.
Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Сокращать
текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части
(соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение
каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.
При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:
1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание,
определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и
облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и
наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части
выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более
короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены
ключевые слова.
Признаки текста Текст
(от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения,
абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью,
образующие высказывание, речевое произведение.
Основные признаки текста: тематическое и
композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и
грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная
законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть
статьей, докладом, книгой.
Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема
— это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется
рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и
мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»).
Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько
тем.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕНОГО (УРОК-ПРАКТИКА)
Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных.
Сложноподчинённые предложения с двумя и более придаточными делятся на несколько видов.
1. В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением
придаточные относятся к одному и тому же слову в главной части или ко
всей главной части, они являются одинаковыми по значению, то есть
однородными: Пете хотелось смотреть и смотреть на неё, как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки (Т. Толстая).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы,
при которых запятые ставятся как при однородных членах предложения.
Между частями с однородным подчинением, соединёнными одиночными
сочинительными союзами и, или, запятая не ставится: Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник и как дрова трещат и стреляют (И. Бунин).
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРИДЛОЗЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ И УСТУПИТЕЛЬНЫМИ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОСЧНЫМИ СЛЕДСТВИЯ И
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ Придаточные причины
В ПРИДАТОЧНЫХ ПРИЧИНЫ в сложноподчинённых предложениях в
придаточной части раскрывается причина того, о чём говорится в главной
части. В главной части сообщается о следствии, то есть результате.
Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?. Придаточные причины присоединяются с помощью союзов потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, ввиду того что. Охотники расположились в шалаше и были счастливы, оттого что могут переждать непогоду (Ю. Казаков).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С
ПРИДАТОСНЫМИОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. МЕСТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМИ называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) — основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина)
подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения
объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с
помощью интонации.
Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов
и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в
роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.
Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.
ТЕКСТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЛОГИЧЕСКАЯ И МИКРОТЕМНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
1. Проверь себя
Выберите правильный вариант ответа.
1. Текст — это: А высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу; Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И
СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между частями сложного предложения устанавливаются
определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях —
одновременность или последовательность событий,
взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях
придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий,
о которых говорится в главном предложении.
Сказуемое и его основные типы Сказуемое
– главный член предложения, который обозначает то, что говорится о
предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В.
Жуковский.) Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т
с я о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е
л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о
е предмет? к а к о в он? Выбор частного вопроса зависит от типа
сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и
грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение
наклонения и времени.
Подлежащее – один из главных членов ДСП,
который обозначает производителя действия или носителя признака,
названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева
дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых
красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет
объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском
языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного
залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения
(как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков
был убран Белоснежкой всего за три часа. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Подлежащее может быть выражено:
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.