Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры
(заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные
выступления по радио, телевидению, на митинге, собрании, в суде.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк
— небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных
событий (обычно социально значимых). (Толковый словарь русского языка.)
Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог. 2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены? 3.
Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий
или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он
обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по
звонкости/глухости. 4. Укажите все варианты переноса слова и все
орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому
принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие —
традиционному?
\Назовите основные, с вашей точки зрения, качества хорошей речи, расположите их по степени важности. Под культурой речи
понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и
письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями
и условиями общения.
Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий
языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий
рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.
Надо
уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать
интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в
диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть
оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу.
Что для этого важно?
1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументированно,
доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не
силой голоса, а фактами.
2. Защиту взглядов (своих или другого выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать
речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с
конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты,
учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно
остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?
Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка,
засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится
популярным мнение о том, что произведения классической русской
литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А
ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих
гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам
мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.