Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 27.04.2024, 00:12
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ


Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 278
Показано материалов: 241-260
Страницы: $PAGE_SELECTOR$

Способы подчинительной связи

В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Например: тенистый сад (мужской  род, единственное число, именительный падеж), после долгой разлуки (женский род, единственное число, родительный падеж), опавшие листья (множественное число, именительный падеж). При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова: тенистый сад, тенистого сада (родительный падеж), в тенистом саду (предложный падеж).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе | Просмотров: 2415 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Виды синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинительных  предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. (К. Седых).
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мной. (С. Есенин.)
Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от друга элементов: однородных членов в простом предложении (кошки и собаки; медленно, но верно; пришёл, увидел, победил) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе | Просмотров: 4449 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Союз
Союз — служебная часть речи, которая связывает  как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Ветер со свистом понёсся по степи и поднял с травою такой шум, что из-за. него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс... (А. Чехов) В этом предложении союзы и, ни — пи связывают однородные члены {понёсся и поднял; ни грома, ни скрипа), союз что связывает два простых предложения в одно сложное.
По строению союзы бывают простыми и составными.
Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми: и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются с о с т а в н ы м и: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Понятие о союзе
Союз — служебная часть речи, которая связывает  как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Ветер со свистом понёсся по степи
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 7 классе | Просмотров: 4728 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Частица
Частицы — служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. Например: Только ты можешь м.не помочь (частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении); Пусть сильнее грянет буря/ (М. Горький) С по мощью частицы пусть образуется повелительное наклонение — пусть грянет; Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А. Грибоедов) Частица ли имеет вопросительное значение и является, наряду с интонацией, средством образования вопросительного предложения. Частицы не. в предложении Чего сам не любишь — того людям не желай (пословица) делают простые предложения отрицательными.
Частицы не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения: Волк не пастух. Море слезами не наполнишь. (Пословицы)
Частицы служат:
1)    для образования наклонений глагола: повелительного — да, пусть, пускай, давай: пусть скажет; условного — бы (б): пришёл бы, рассказал бы;
2)    для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий — более, менее, самый: более интересный, менее важный, самый отважный, более интересно, менее вкусно;
3)    для образования неопределённых местоимений — -то, кое-, -нибудъ, -либо: кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, какой-нибудь, какой-либо, кто-либо и др.
По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 7 классе | Просмотров: 2810 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Причастие
В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного.
Прочитаем текст. Если мне случится иногда здесь услышать скрап дверки, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озарённой свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе., майской тёмной ночью, глядящей аз сада, сквозь растворённое окно... и Боже, какая длинная напевается мне тогда, вереница воспоминаний (В. Гоголь)
Слова озаренная, стоящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметен:
Комнатка какая?-- Комнатка, озарённая свечкой.
Ужин   к а к о и? — Ужин, стоящий на. столп.
Ночь   к а к а я? — Ночь, глядящая из сада,
Окно   к а к о е?   - Растворенное. окно.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 7 классе | Просмотров: 7811 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую

1. Наречиями стали различные падежные   формы   существительных:   а) формы винительного падежа без предлога (крошечку, капельку, чуточку);   б), формы творительного падежа без предлога (чудом, шагом, днем, зимой, опрометью, рысью,
ощупью); в) формы родительного падежа с предлогом из, без, до, от,  с (издали, изнутри, без устали, без  толку,   донизу,   доверху, отроду, сразу, сбоку); г) формы дательного падежа с предлогами к, по (кстати, Кверху, посередине, поутру); д) формы винительного падежа с предлогами  но, в, под, о (накрест, навылет,
вверх, вниз, поодаль, подчас, подряд, окрест, оземь); е) формы творительного падежа с предлогами с, за, под (слишком,   замужем, под мышкой); ж) формы предложного падежа с предлогами в,  на (вблизи,  вдали,  впотьмах,  настороже,  накануне).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе | Просмотров: 5496 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Местоимение и другие части речи

Одни местоимения изменяются по падежам и связываются с другими словами, как существительные, например: 1) Тебя просят к телефону (тебя связано с глаголом просят, стоит в винительном падеже, является дополнением). 2) Долго говорили о тебе (о тебе связано с глаголом говорили, стоит в предложном падеже, является дополнением). (Сравните: 1) Сестру просят к телефону. 2) Долго говорили о сестре.)
Другие местоимения изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например:Саша потерял твою ручку (местоимение твою согласуется с существительным ручку в единственном числе, женском роде, винительном падеже, является определением). (Сравните: Саша потерял сестрину ручку.)
Наконец, есть местоимения, которые по характеру изменений и по связи с другими словами сходны с числительными, например: 1) Прошептал несколько невнятных слов (местоимение несколько стоит при глаголе прошептал в винительном падеже, а существительное слов –при этом местоимении в родительном
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе | Просмотров: 4466 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин- (-ын-), -ов- (-ев-)

Притяжательные прилагательные -разряд прилагательных (см.), выражающих принадлежность чего-либо лицу или животному (отцовы сапоги, волчья нора).  Они не имеют признаков качественных прилагательных  и обычно считаются разновидностью относительных прилагательных (см.). Основная особенность П. п.- особый тип склонения: совпадение окончаний им. п. всех родов и чисел с окончаниями существительных (а также и кратких форм прилагательных): отцов дом, волчий след (с Нулевыми окончаниями), собачья конура, бабушкино кольцо, Васины часы; у П. п. с суффиксом -оп(-ев) совпадают с существительными и окончания род. и даг. надежей: отцова дома, отцову дому. В остальных падежах используются окончания полных прилагательных: а старой собачьей конуре.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе | Просмотров: 6383 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Словообразование существительных с помощью приставок. Образование  сложных существительных
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть ← плы-ть).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе | Просмотров: 5647 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Термином «синтаксис» обозначается:1)синтаксический строй языка, который вместе с морфологией составляет грамматику языка;2)учение о синтаксическом строе русского языка.
Синтаксис-раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, а также связи и отношения между ними.
Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения.
В предложениях как синтаксических единицах выделяются более частные единицы.
Выделяются разделы синтаксис словосочетания; синтаксис предложения.
Синтаксис предложения делится на: синтаксис простого предложения (слово и сочетание слов. Для него характерно одно предикативное ядро) и синтаксис сложного предложения(несколько предикативных сочетаний).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе | Просмотров: 5154 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Тема урока: «Лингвистический анализ текста»

Цели урока:

  • Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к  написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
  • Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
  • Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;
  • воспитывать читательскую культуру;
  • выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Просмотров: 12013 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012

Тема урока: Эссе.

Цель урока: подготовка к написанию эссе.

Задачи  урока:

  1. познакомить с особенностями жанра эссе и основными жанрообразующими признаками;  
  2.  развивать  умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;
  3. учить приемам  аргументации собственного мнения.




УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Просмотров: 7962 | Добавил: Admin | Дата: 17.04.2012


Учимся писать диктант на "5"
Диктант - вещь не очень приятная, но нужная. Некоторые дети пишут его без проблем, но иногда это становится еще одним поводом для переживаний и слез... Поэтому некоторым детям, а соответственно, и их родителям надо готовиться к диктантам заранее и очень тщательно. К сожалению, один малыш здесь не справится. Нужна помощь.
Вспомните, что вы больше всего боялись, когда учились в школе. У кого-то коленки дрожали перед контрольной по математике, кто-то очень не любил выходить к доске, а лично меня пугали диктанты. Эта нелюбовь передалась и моему ребенку, как говорится, по наследству. Чтобы помочь ему справиться со страхом и принести в дневнике хорошую отметку, я изобрела собственную методику подготовки к диктантам. Может, она и вам пригодится. 

РОДИТЕЛЯМ | Просмотров: 3754 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012


10 советов родителям

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
РОДИТЕЛЯМ | Просмотров: 2188 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012

Типы словарей

Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией (греч. lexikos - словарный и grapho - пишу).

Различаются словари двух типов: энциклопедические (например, Большая советская энциклопедия. Большой энциклопедический словарь. Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, философский словарь и т.п.) и филологические (лингвистические). В первых объясняются понятия, явления, сообщаются сведения о различных событиях, во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Энциклопедическими могут быть и лингвистические словари, например: «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой вышел в 1990 г., а в 1997 г. издан под ред. Ю.Н. Караулова словарь «Русский язык: Энциклопедия».

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе над переводом и т.д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА главная | Просмотров: 1236 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012

Лексическое значение слова

В слове различаются его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.

Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря».

Значение слов отражает не всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них, которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других животных, например млекопитающих.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА главная | Просмотров: 3290 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О -  [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т -  [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б -  [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА главная | Просмотров: 7854 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012

Способы образования слов в русском языке

Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилагательных в современном русском языке являются следующие:

1) -ив- и производные от него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый и т.п.; суффикс -ив- непродуктивен в современном языке, а производные от него -чив-, -лив- являются весьма продуктивными;

2) -ост-, -ист-: глазастый, губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА главная | Просмотров: 7513 | Добавил: Admin | Дата: 16.04.2012

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия
Читать далее...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе | Просмотров: 5823 | Добавил: Admin | Дата: 15.04.2012

Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.