Учимся писать диктант на "5"
Вспомните, что вы больше всего боялись,
когда учились в школе. У кого-то коленки дрожали перед контрольной по
математике, кто-то очень не любил выходить к доске, а лично меня пугали
диктанты. Эта нелюбовь передалась и моему ребенку, как говорится, по
наследству. Чтобы помочь ему справиться со страхом и принести в дневнике
хорошую отметку, я изобрела собственную методику подготовки к
диктантам. Может, она и вам пригодится.
Диктант - вещь не очень приятная, но
нужная. Некоторые дети пишут его без проблем, но иногда это становится
еще одним поводом для переживаний и слез... Поэтому некоторым детям, а
соответственно, и их родителям надо готовиться к диктантам заранее и
очень тщательно. К сожалению, один малыш здесь не справится. Нужна
помощь.
Но если вы полны решимости сделать из
ребенка человека грамотного, надо запомнить несколько простых правил
проведения диктанта. Во-первых, купите специальную методичку или сборник
диктантов для начальной школы, они продаются в специализированных
магазинах "Педагогика", выберите текст на то правило, которое проходит
сейчас ваш ребенок, читайте его очень четко и медленно (но не по
буквам), чтобы малыш хорошо понял содержание. Затем диктуйте вначале
целое предложение, затем разбивая его на слова. Не забывайте о временном
регламенте! Чтобы подключить ребенка к процессу подготовки к диктанту,
напишите вместе с ним сложные слова на карточках. То есть писать-то
будет он, ваша роль - проверить правильность слов. Переворачивая
карточки на манер экзаменационных билетов, малыш сможет сам проверить
написанное в тетради.
Вы можете наговорить текст диктанта (или
часть его, или даже просто сложные слова) на кассету магнитофона. Дети,
которым легче вначале прослушать весь текст, пойдут на это техническое
новшество с удовольствием. Если у вас есть возможность общаться с
компьютером, то можно сделать так называемые пазлы из разных частей
трудного текста. Наберите весь текст на компьютере, разбейте его на
множество частей, а затем распечатайте на маленьких карточках. Ребенок с
удовольствием будет собирать такую вот "текстовую" головоломку (заодно
многократно читая написанные слова). Для борьбы с особо сложными словами
можно снова применить карточки, только уже не целых слов, а отдельных
букв. Карточки перемешиваем, и ребенок самостоятельно составляет из него
"неподдающееся" слово. Можно предложить ребенку поискать рифму к таким
словам или поиграть с ним в "слова". Вы пишете первую и последнюю буквы
слова, ребенок угадывает недостающие. За правильные буквы - приз, за
орфографические ошибки - штраф. Вообще надо стараться использовать в
течение дня любую возможность попрактиковаться в написании диктанта.
Причем, тексты могут быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов,
заканчивая отрывками из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под
диктовку в спокойной обстановке (ведь, согласитесь, диктант - это
всегда стресс) разные тексты, тем скорее он привыкнет к этому.
Обязательно научите ребенка проверять написанное, для этого лучше всего
внимательно прочесть весь текст, разбивая слова на слоги и как бы
проговаривая их про себя. Затем полезно прочитать текст еще раз, но с
конца до начала. Это отвлекает от "сюжета", и ошибки становятся
заметнее.
Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут.
Еше один способ развития грамотности -
заучивание написания слов по орфографическому словарю так, как мы
изучаем иностранный язык.
Воспользуйтесь моими советами, и тогда, я
уверена, ваш малыш перестанет нервничать, когда в школе придет время
очередного диктанта.