ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА К ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Совершенно
очевидно, что определить стратегию и тактику
подготовки к любому виду экзамена можно, только
зная, из чего он состоит и какова его
структура. Во вступлении уже было сказано, что в
настоящее время в ЕГЭ по литературе нет заданий
в форме тестов — части А. Задания части В,
требующие краткого ответа на вопрос по
представленному художественному тексту,
рассчитаны на базовый уровень, то есть не
являются самыми сложными. К ним достаточно легко
подготовиться, работая по многочисленным
тренировочным вариантам, которые представлены
как на официальном сайте Федерального института
педагогических измерений, так и в различных
учебных пособиях, предназначенных для
подготовки к ЕГЭ. Сложнее обстоит дело с
заданиями части С, требующими развернутого
ответа разного формата. На подготовку именно к
этой, самой трудной, проблемной, многоаспектной
составляющей части ЕГЭ по литературе нацелено
данное пособие.
В соответствии
с экзаменационной моделью ЕГЭ, сохраняется
прежний тип заданий части С. Среди них 4 задания
(С1-С4) требуют развернутого ответа в объеме
5-10 предложений и одно задание (С5)
предполагает создание самостоятельного
полноформатного связного высказывания на
литературную тему, другими словами — сочинения
по одному из трех предложенных проблемных
вопросов по произведениям литературы XIX и XX
веков; объем такого сочинения должен быть не
менее 200 слов.
Задания С1-С4
предполагают включение разных аспектов анализа
литературного произведения, которое дается для
работы по части В (напоминаем, что в части В
требуется крат
кий — в виде слова или сочетания слов — ответ на
вопрос). При этом в первой части варианта
представлен фрагмент эпического или
драматического произведения и к нему относятся
задания CI, С2, а во второй — лирическое
произведение, к которому относятся задания СЗ,
С4.
Задания С1 и СЗ
связаны с содержательным аспектом произведения.
С1 — это вопрос о роли и месте данного
фрагмента в произведении, его тематике и
проблематике. СЗ — предполагает анализ
идейно-тематического содержания стихотворения,
его сюжета и образов, а также
образно-эмоционального воздействия поэтического
текста.
Задания С2 и С4
требуют включения анализируемого материала в
литературный контекст, то есть развернутого
рассуждения о проблемно-тематических связях
данного эпического или лирического произведения
с произведениями других отечественных
писателей-классиков.
Самое сложное и
объемное
задание С5.
Оно
представляет собой развернутый ответ на вопрос
проблемного характера, который подразумевает не
только самостоятельное осмысление поставленной
проблемы, выражение своего отношения к ней, но и
умение аргументировать высказанные суждения на
основе анализа идейно-художественного содержания
рассматриваемого произведения, обращаясь к его
тексту по памяти. При этом оценивается не только
содержательная сторона ответа, но и его форма,
то есть связность, логичность,
последовательность развития мысли, соблюдение
речевых норм. Кроме того, форма
литературно-критического очерка, в которой
предлагается выполнять данную часть
экзаменационной работы, предполагает уместное
использование теоретико-литературных понятий при
анализе литературного материала. Только при
соблюдении всех указанных требований возможно
получить высокий балл за эту часть ЕГЭ по
литературе — а это составляет целых 38 % от
общего балла за всю работу. В задании С5 вам
предлагается на выбор три темы, которые
распределяются в соответствии с
литературно-художественным материалом: 1-я тема
— по произведениям первой половины XIX века, 2-я
тема — по произведениям второй половины XIX
века, 3-я тема — по произведениям XX века. Такое
распределение в соответствии с важнейшими
вехами отечественного историко-литературного
процесса не подразумевает различие в сложности
поставленной проблемы, которую вам предстоит
раскрыть. Это означает, что вы можете выбрать
одну из трех предложенных тем, ориентируясь на
свои предпочтения: более глубокое знание той
или иной части курса, лучшее .понимание
поставленной проблемы, возможность более точно
аргументировать свои позиции с помощью текста
произведения, который вы хорошо помните. В
любом случае выбор той или другой предложенной
темы не будет влиять на оценку вашей работы,
поскольку они не ранжированы по уровню
сложности.
Распределяя
силы и время при подготовке к этому экзамену,
нужно также учитывать то, что только выполнение
заданий всех частей С обеспечит вам высокий
балл. Ведь задания
части В
(с кратким
ответом) относятся к
базовому
уровню, что
означает следующее: даже если вам удастся
справиться со всеми этими заданиями, то есть
дать правильные ответы на все 12 вопросов, вы не
получите больше удовлетворительной оценки. В
процентном отношении эти 12 вопросов составляют
31 % от общего балла за всю работу, то есть
столько же, сколько 4 вопроса С1-С4, но ценятся
они меньше, поскольку
С1-С4
являются заданиями
повышенного
уровня. А самая высокая оценка будет за третью
часть, поскольку задание
С5
высокого уровня
сложности, да и л процентном отношении к общему
баллу она составляет больше трети.
Что же из всего
этого следует? Безусловно, необходимо
готовиться ко всем частям ЕГЭ по литературе:
только так возможно добиться самого высокого
результата на экзамене. В то же время надо
учитывать специфику заданий каждой из частей и в
соответствии с этим определять
стратегию
подготовки. Так, например, известно, что многие
задания части В требуют хорошего знания
теоретико-литературных понятий. А значит, вам в
любом случае придется повторить этот материал
курса литературы. Но, как было отмечено выше,
без знания теоретико-литературных понятий и
умения использовать их при анализе
художественных произведений невозможно
рассчитывать на высокий балл и при выполнении
частей С. Получается, что, повторяя этот
материал, вы готовитесь ко всем частям ЕГЭ по
литературе, хотя применять эти знания вам
придется по-разному: в части В — давать краткие
ответы, а в частях С — самим выбирать, какие из
известных вам теоретико-литературных понятий
будет уместно использовать и как органично
ввести их в ход ваших рассуждений по
"предложенному проблемному вопросу. Подробнее о
стратегии подготовки к ЕГЭ по литературе будет
сказано в следующих частях данного пособия.
Сейчас лишь подчеркнем, что она должна быть
хорошо продумана, чтобы сделать вашу подготовку
к этому непростому экзамену целенаправленной и
результативной.
С другой
стороны, необходимо заранее продумать и
тактику
работы на экзамене. Время, которое отводится на
выполнение всех заданий, невелико: всего 4 часа
(240 мин.). Разработчики ЕГЭ по литературе
рекомендуют распределять это время следующим
образом: для выполнения 1-й и 2-й частей работы,
которые включают все задания частей В и С1-С4,
то есть разноаспектный анализ приведенного
фрагмента эпического / драматического и
лирического произведений, отводится 2 часа,
столько же времени, по их мнению, потребует
выполнение 3-й части работы, то есть С5 —
сочинение по проблемному вопросу. Практика
подготовки к ЕГЭ показывает, что те ученики,
которые неплохо владеют материалом, достаточно
быстро справляются с заданиями части В: на все
12 заданий, включая чтение приведенного
художественного текста, в среднем уходит не
более 30 минут. Это означает, что 1,5 часа можно
отвести на выполнение С1-С4, то есть на каждое
из четырех заданий пойдет примерно 20 минут.
Согласитесь, что это не так уж и много: ведь
если каждый из таких письменных ответов будет
содержать 10 предложений, то окажется, что на
обдумывание, написание и проверку 1 предложения
можно потратить только 2 минуты, с чем далеко не
всегда может справиться даже профессионал. Как
же быть и где взять время, чтобы выполнить
работу полностью и как можно лучше?
Во-первых,
возможно сократить время на часть В: если этот
тип заданий хорошо отработан при подготовке к
ЕГЭ, можно уложиться и в 20 минут, а иногда и
меньше. Во-вторых, совсем не обязательно так
обстоятельно «расписывать» каждый ответ на
вопросы части С1-С4, более того — имеет смысл
научиться коротко отвечать на самую суть этих
вопросов, полностью избавив свой ответ от
«воды». Заметим, что разработчики ЕГЭ по
литературе достаточно прозрачно намекают на
такую возможность: в инструкции по выполнению
работы, данной к проекту демонстрационного
варианта ЕГЭ по литературе, сказано о том, что
необходимо «сформулировать прямой ответ на
поставленный вопрос, избегая пространных
вступлений и характеристик»'. Это подтверждается
и тем, что в «Критериях проверки и оценки
выполнения заданий с развернутым ответом»,
приведенных в том же официальном документе,
относительно заданий С1-С4 отмечено следующее:
«Указание на объем условно; оценка ответа
зависит от его содержательности (при умении
точно формулировать свои мысли экзаменуемый
может достаточно полно ответить и в меньшем
объеме)»2. Другими словами, даже 5 предложений
писать не обязательно, если, конечно, вы
сможете полноценно ответить на вопрос в 2-3
предложениях, что, впрочем, маловероятно. Скорее
всего, следует выбрать «золотую середину»:
писать сжато, но точно, стараясь уложиться в 5—6
предложений. Экономия времени при этом очевидна,
но научиться так компактно выражать свои мысли
весьма непросто — об этом мы специально
поговорим в соответствующей части этого пособия.
В-третьих,
следует отдельно продумать тактику работы по
части 3 — С5, то есть над сочинением. С одной
стороны, может показаться, что 2 часов слишком
мало для выполнения такого сложного задания.
Но, учитывая наши расчеты, больше времени вз*ять
неоткуда. Значит, надо сделать так, чтобы как
можно рациональнее его использовать — об этом у
нас пойдет особый разговор в разделе пособия,
который посвящен подготовке к заданиям С5. С
другой стороны, многие еще помнят о том, что
раньше по русскому языку и литературе выпускной
экзамен в школе и вступительный в вуз проходил в
форме сочинения. Тогда на него отводилось
соответственно 6 часов в школе и 4 часа в вузе.
Конечно, это намного больше, чем то время,
которое можно отвести на сочинение во время ЕГЭ
по литературе. Но ведь и требования к такой
работе существенно изменились: вам вовсе не надо
писать пространное сочинение на 4-6 страниц
формата А4, как это требовалось, например, при
поступлении на гуманитарные факультеты МГУ или
РГГУ, да и школьное сочинение на выпускном
экзамене, претендующее на высший балл, обычно
занимало 4-5 и более страниц. Это было вполне
оправдано тем, что темы таких сочинений
требовали обстоятельного анализа многих аспектов
идейно-художественного содержания произведений,
подробной аргументации своих суждений, большого
количества цитат и т.д. Например, тема
«Жанрово-композиционные особенности поэмы Н.В.
Гоголя «Мертвые души»» подразумевала, что в
сочинении надо не просто перечислить эти
особенности, но и показать, в чем и как они
проявляются, почему возникли, что с помощью этих
художественных средств выражает автор, как
соотносятся принципы гоголевской поэтики с тем,
что было характерно для произведений его
предшественников и современников и т.д.
Конечно, все эти вопросы, включенные в подтемы
общего плана сочинения, требовали подробного
рассмотрения и, соответственно, достаточно
большого объема работы. Обязательными элементами
такого сочинения были содержательное вступление
и заключение, в котором подвоз дился итог
проведенного анализа.
В ЕГЭ по
литературе темы, требующие подобного детального
анализа многих составляющих художественного
произведения, не используются. Все они
представляют собой проблемный вопрос, на
который необходимо дать конкретный ответ.
Например, в демонстрационном варианте ЕГЭ по
литературе 2009 года в задании С5 одна из тем
формулировалась так: «Что сближает и что
разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения
Базарова?» Этот проблемный вопрос требует
совершенно конкретного ответа, в котором четко
будет показано, почему и на основании каких
позиций эти герои сошлись и что явилось причиной
их последующего разобщения. Разумеется, это
вовсе не означает, что задание С5 может быть
ограничено несколькими предложениями, но и
слишком подробно расписывать ход ваших
рассуждений не нужно. Здесь важнее другое:
четкий, логично выстроенный план ответа, ясные и
точные формулировки, в которых выражены самые
важные позиции по обсуждаемой проблеме,
достаточная (а не избыточная!) аргументация с
использованием небольших по объему цитат. Не
надо никаких пространных вступлений и
заключений, вообще не «лейте воду», то есть не
пишите общих фраз, ненужных для доказательства
высказанных позиций сведений: все, что требуется
от вас, это раскрыть тему, а не блеснуть своими
познаниями по другим аспектам курса русской
литературы. Если такая информация окажется
излишней, то она сыграет против вас, поскольку в
критериях оценки задания С5 нет позиций,
которые позволяют проверяющему поставить лишний
балл за то, что вы что-то знаете из курса
русской литературы вне связи с темой сочинения,
зато есть реальная возможность потерять баллы за
необоснованное привлечение текста или нарушение
логики развития мысли.
Учитывая все
эти условия, можно точно сказать, что ваш ответ
на проблемный вопрос задания С5 вполне реально
из дожить в сочинении небольшого объема: как и в
заданиях С1-С4 лучше всего выбрать «золотую
середину» — примерно 300-400 слов (напоминаем,
что минимальный объем — 200 слов). Очевидно, что
в 2 часа, которые мы с вами решили отвести на
выполнение задания С5, можно уложить и
обдумывание проблемы, и написание текста такого
объема, и его проверку. Конечно, далеко не у
всех сразу получится именно так сжато и
рационально выстроить свою работу, но этому
можно научиться. Антон Павлович Чехов как-то
заметил: «Краткость — сестра таланта».
Наверное, если уж не талант, то способности
писать сочинение есть у любого из вас, надо
только постараться их развить, чтобы на экзамене
наверняка добиться успеха. Именно в этом данное
пособие и призвано вам помочь. Главное —
учиться, верить в свои силы и не бояться
трудностей.