Примеры разборов
Фонетический разбор
Отбивая
От-би-ва-я (4 слога, 3
ударный).
О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой
о;
Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен
буквой тэ;
Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен
буквой бэ;
И - [и ] - гласный, безударный,
обозначен буквой и;
В - [в ] - звонкий, твердый
согласный, обозначен буквой вэ;
А - [а ] - гласный, ударный,
обозначен буквой а;
Я - [й ] - согласный,
звонкий, мягкий, обозначен буквой я;
[а ] - гласный, безударный, обозначен
буквой я.
8 звуков - 7 букв. ( буква Я
обозначает 2 звука)
Морфемный разбор.
Убедительный
Последовательность выделения
морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа
(убедительн), 3. суффиксы ( -и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень
(убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.
Делаем запись убедительно
Словообразовательный разбор
Подлокотник
1. Подлокотник - часть
кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.
2. Ближайшее родственное
слово - локоть.
Это и есть то слово, от которого образовалось
данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.
3. Запись - подлокотник <---- под +
локоть + ник
Лексический разбор
Старый друг лучше
новых двух.
Прилагательное старый
является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих
значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго.
Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый
употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые
времена и т.д.
Морфологический разбор
Имя существительное:
Хлеб
- имя существительное, н.ф. - хлеб,
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода,
2-го склонения. Непостоянные признаки: в
винительном падеже, единственном числе.
Синтаксическая роль: является прямым дополнением.
Имя прилагательное:
Пустое -
имя прилагательное, н.ф. - пустой;
Постоянные признаки: качественное:
полное; в положительной (нулевой) степени сравнения
Непостоянные признаки: в
среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три,
количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,
Синтаксическая роль: подлежащее.
Местоимение:
С него -
местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже,
единственном числе,
Синтаксическая роль: обстоятельство
места.
Глагол:
Убрали -
глагол, н.ф. - убрать,
Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида,
1-го спряжения,
Непостоянные признаки: в
изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,
Синтаксическая роль - сказуемое.
Причастие
Образец разбора в предложении
"Смотрю на падающий снег":
Падающий
- причастие, н.ф. - падающий, от
глагола "падать",
Постоянные признаки: несовершенного
вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,
Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже,
единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.
Деепричастие
Образец разбора в предложении
"Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать",
несовершенного вида,
невозвратное, непереходное,
Синтаксическая роль: обстоятельство
образа действия.
Категория состояния
1. Грустно - слово категории
состояния, обозначает душевное состояние человека.
2. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее
всего;
3) неизменяемое слово.
3. Синтаксическая функция.
Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Наречие:
Кругом - наречие,
обстоятельственное места, является
обстоятельством места.
Синтаксический
разбор
Простое предложение.
Раздались звуки торжественного и
громкого марша. ( А.И.Куприн)
Это предложение простое, по цели высказывания
повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено
однородными определениями.
Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено
существительным, раздались простое глагольное сказуемое.
Все
второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?)
марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном
падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные
определения, выражены полными
прилагательными.
Сложносочиненное
предложение.
Машина застопорила, и катер медленно
причалил к берегу.
( В.Лидин)
Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит
из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер
медленно причалил к берегу. Эти
предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и,
выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого
каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.
Сложноподчиненное
предложение.
Оттого что солнечные дни все время
перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).
Это предложение
сложное, союзное, сложноподчиненное,
состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали
царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями;
придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на
вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное
присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и
отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается
как простое предложение.
Сложное предложение
с разными видами связи.
Позвонила
взволнованная дама, стала требовать Римского, ]
[ ей посоветовали позвонить
жене его, на что трубка , зарыдав, ответила,
что
она и есть жена и что Римского нигде нет ]
( М.Булгаков)
Данное предложение 1) по цели высказывания -
повествовательное; 2)
по
интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных
компонентов
- сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его
составе
выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала
требовать;
2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-
нет); 4) простые компоненты соединяются
с помощью союзов и
(сочинительный
соединительный), что (подчинительный изъяснительный),
союзного
слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью
интонации.
Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,
подчинительная
и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые
блоки.
Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления
фактов. В
блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с
несколькими
придаточными. В нем компонент 2 является главным
предложением
для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это
придаточное
присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является
главным для
компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному
слову в
главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают
на вопрос ответила
что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это
сложноподчиненное
предложение с последовательным подчинением и
однородным
соподчинением.
Стилистический разбор.
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не
надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут
совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет
храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и
необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет
меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса
Микки".
1. Найдите в тексте
разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают
эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими
словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит
разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. -
Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное.
3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти
предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого
типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине
текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно
нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный,
несвойственный взрослому человеку способ мышления.)