– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать
речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с
конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты,
учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно
остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?
Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка,
засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится
популярным мнение о том, что произведения классической русской
литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А
ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих
гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам
мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"
В помощь родителям. Как самим подготовить ребёнка к изложению. Читайте текст или давайте прослушивать
аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть
ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах
сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение, об этом у меня есть
презентация. Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац
надо сжать, но сохранить важную информацию каждого абзаца).
Замечательно, если при этом он применит все три способа сжатия. Второй
этап подготовки - пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо
медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый
раз ребёнок должен прослушать текст, а при втором чтении сделать
записи опорных слов или составить план.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.
(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом
его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда»,
Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились
с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.
(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.
— (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех
мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять
минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю.
(11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень
взволнованных и запыхавшихся.
22 июня 1941 года был воскресный солнечный день. С утра
выставочные залы Эрмитажа заполняли посетители, но вот по радио
прозвучали слова: « Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня,
в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу
страну». Так внезапно началась война.
И, когда над городом велись воздушные бои, когда по улицам шагали
на фронт ополченцы, на помощь Эрмитажу пришли художники, архитекторы,
педагоги, студенты.
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного
высказывания. Это очень важное умение, оно не раз пригодится в жизни: в
повседневной школьной практике, и при подготовке к ГИА в 9 классе, и на
экзамене в 11 классе (задание А27 тоже выполняется на основе сжатия
текста).
Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании
этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это
нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план,
конспект, отдельные упражнения).
В
процессе речевого общения человек чаще не просто передает информацию, а
убеждает принять ее, доказывает правильность своей позиции. Доказательство и убеждение – разные процессы. Доказывать – это значитустанавливать истинность какого-либо положения. Убеждать –означаетзаставлять поверить собеседника в то, что позиция говорящего истинна.
Всякое логическое доказательство включает в себя: 1) тезис; 2) аргументы (доводы); 3) демонстрации (вывод).
Доказательства бывают прямые и косвенные.
Косвенное доказательство иначе называют доказательством «от противного»
(то есть доказательство истинности путем доказательства ложности
антитезиса).
Правила выдвижения тезиса:
1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться
неизменным на протяжении общения; 3) тезис не должен содержать в себе
логического противоречия.
Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили.
Современный русский язык относится к числу мировых языков.
Достоинства русского языка
определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов,
богатством синонимов, разнообразием способов словообразования,
подвижностью ударения, четким синтаксисом.
Различаются понятия русский национальный язык и русский литературный язык – первое из них более широкое.
Русский национальный язык
– это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы речевой
деятельности и включает в себя литературный язык с его функциональными
стилями, диалекты, профессиональные жаргоны и просторечие. Русский литературный язык –понятие более узкое. Это язык, обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными. Читать...
Культура
речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить
грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей
речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей.
Культура речи предполагает:
соблюдение правил речевого общения; владение нормами литературного
языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать
языковые средства, которые в конкретной ситуации общения способствуют
достижению определенных коммуникативных целей. Таким образом, культура
речи содержит три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.
Сам
факт существования в пределах языка такого явления, как просторечие,
продолжает удивлять лингвистов. Противопоставление литературного языка и
просторечия отражает различие в культурной ориентации их носителей.
С социолингвистической точки зрения, между носителями литературного языка и просторечия существует резкая граница. Литературный язык – это язык общения образованных людей, просторечие – язык так называемого «простого человека», занятого не интеллектуальным трудом.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.