Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Пятница, 29.03.2024, 01:51
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе

Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста"

Тема урока: «Лингвистический анализ текста»

Цели урока:

  • Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к  написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
  • Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
  • Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;
  • воспитывать читательскую культуру;
  • выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

I. Вступительное слово учителя

 –  Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта  работа очень трудная и важная, так как  подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.

Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.

В.Песков

II. Этап целеполагания

– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.

III. Лексическая работа

– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова.  Что вы знаете о нём? 

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и любознательных. Он много ездил по нашей стране, дважды был в Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии, за другую – премии имени Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме. 
Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него сложились дружеские отношения.
Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству.

III. Беседа по вопросам. Анализ текста

– Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде связного высказывания.
– Прочитайте выразительно текст.
– Укажите основные признаки текста.   Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение при выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию образования СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, гордость и надежду.)  
– Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его.  (Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»). Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль текста? (А 29)
1) 1                  2) 17                     3) 22              4) 25
–  Выделите микротемы, составьте план.
– Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)


Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.

– Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

– Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые клише. 
– Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без прошлого нет настоящего.  Человек должен вырасти сыном своей страны.)            Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи.

1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение

В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.  Лексическое _______ («подобно… дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного  высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________».

Список терминов:

  • фразеологизм
  • ряды однородных членов
  • противопоставление
  • риторический вопрос
  • олицетворение
  • лексический повтор
  • причастие и причастные обороты
  • вводные слова и предложения
  • сравнение

IV. Итоги урока

– Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа?
– Как вы понимаете слова: Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтель

V. Рефлексия

– Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к публицистическому стилю речи, определить проблемы и написать по нему сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.

Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 классе | Добавил: Admin (17.04.2012)
Просмотров: 11998 | Рейтинг: 1.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.