Тема урока: «Лингвистический анализ
текста»
Цели урока:
- Образовательная: обучение
лингвистическому анализу текста, подготовка
к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть
С)
- Развивающая: развитие связной
монологической речи учащихся, их логического
мышления
- Воспитательная: способствовать
нравственному развитию личности учащихся,
определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью
которых передаётся идейно-тематическое и
эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы продолжаем работу
над лингвистическим анализом текста. На уроке мы
постараемся привести знания и умения по анализу
текста в стройную систему. Вы закрепите навыки
видеть его идейно-тематическое и эстетическое
своеобразие, разбираться в его композиции. Всё
это будет способствовать совершенствованию
вашей собственной речи. Эта работа очень
трудная и важная, так как подготовит вас к
написанию сочинения-рассуждения, которое есть в
структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Таким образом,
наш урок – очередной этап в подготовке к
экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном
для каждого из нас понятии Родины.
Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.
В.Песков
II. Этап целеполагания
– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно
использовать клише.
III. Лексическая работа
– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли
мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова
являются активными в нашем лексиконе? Почему?
Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы
подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного
журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о
нём?
ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в
селе под Воронежем. С 23 лет занимается
журналистикой. Начинал в областной молодежной
газете. Более 40 лет активно работает в
«Комсомольской правде». Главные журналистские
интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей
природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и
духовных. В. Песков принадлежит к числу людей
подвижных и любознательных. Он много ездил по
нашей стране, дважды был в Африке, в странах
Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой
гвардией», являются очерки и фотографии,
опубликованные в «Комсомольской правде». За одну
из них в 1964 году Василий Песков удостоен
Ленинской премии, за другую – премии имени
Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг,
Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка,
Балтийские острова, граница Европы и Азии.
Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза
на Аляску, шесть раз в Африку, был
в Австралии, Антарктиде, Китае,
во Вьетнаме.
Но писал В. М. Песков не только о природе, им
созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове,
с которым после интервью у него сложились
дружеские отношения.
Всё его журналистское творчество проникнуто
горячей любовью к Отечеству.
III. Беседа по вопросам. Анализ текста
– Перед вами лежит схема анализа текста, по
которой мы будем работать. Результаты
анализа вы будете излагать в виде связного
высказывания.
– Прочитайте выразительно текст.
– Укажите основные признаки текста. Карточка-информатор № 1 для
учащихся испытывающих затруднение при
выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст
– отрывок из очерка «Отечество», из цикла
«Святые места», посвящённого 50-летию образования
СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое
настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье
автора о том, что умещается в слове Родина. Автор
выражает трепетную любовь ко всему, что считает
своей Родиной, гордость и надежду.)
– Определите тему, основную мысль текста,
озаглавьте его. (Тема текста – понятие о
Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»).
Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль
текста? (А 29)
1)
1
2)
17
3) 22 4) 25
– Выделите микротемы, составьте план.
– Вспомните, что такое проблема текста? Над
какими проблемами заставляет нас задуматься
автор? (Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)
Актуальный – важный, существенный для
настоящего момента.
– Какую сторону жизни человеческого общества
касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек;
соблюдение принятых в обществе правил.
– Сформулируйте и запишите проблемы текста,
используя речевые клише.
– Какова точка зрения автора на данные проблемы?
(Без прошлого нет настоящего. Человек
должен вырасти сыном своей страны.)
Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи.
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
В 8. «С первого предложения В. М. Песков
вводит читателя в круг проблемы с помощью ____.
Размышляя о том, что умещается в слове Родина,
публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.
Лексическое _______ («подобно… дереву»,
предложение 7) является средством развёртывания
темы очерка. Такое синтаксическое средство, как
_____ (предложения 9-12) помогает автору убедить
читателя в правильности собственного
высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю
доказывает такое морфологическое средство, как
употребление _________».
Список терминов:
- фразеологизм
- ряды однородных членов
- противопоставление
- риторический вопрос
- олицетворение
- лексический повтор
- причастие и причастные обороты
- вводные слова и предложения
- сравнение
IV. Итоги урока
– Подведём итоги урока. Что изменилось в
восприятии текста после проведённого
лингвистического анализа?
– Как вы понимаете слова: Очень полезно
оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтель
V. Рефлексия
– Справились ли вы, ребята, с заданиями,
предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели
урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить
принадлежность текста к публицистическому стилю
речи, определить проблемы и написать по нему
сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на
следующих уроках?
VI. Домашнее задание: записать в
тетради анализ текста, опираясь на записи в
тетради.