Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 26.12.2024, 22:47
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе

Виды разбора слова.
       Виды разбора

1. Фонетический разбор слова


1.    Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2.    Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3.    Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
4.    Укажите все варианты переноса слова и все орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие — традиционному?


2. Словообразовательный разбор слова (по составу)


1.    Измените слово и выделите окончание.
2.    Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3.    Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4.    Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова — корень.
5.    Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
6.    Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?
7.    Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?


3. Морфологический разбор самостоятельных частей речи


Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено, в единственном или множественном числе; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;

у имени числительного: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания;

у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;

у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;

у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;
его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значение, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.


За. Морфологический разбор служебных частей речи и междометий


1.    Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2.    Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3.    Определите разряд (группу) по значению.
4.    Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5.    Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6.    Особенности правописания.


4. Разбор словосочетания


1.    Выделите все словосочетания в предложении.
2.    В каждом из них укажите главное слово (или слова), поставьте вопрос к зависимому слову.
3.    Определите словосочетания по принадлежности главного слова к частям речи (именное, глагольное, наречное), по способу синтаксической связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание).
4.    Определите грамматическое значение словосочетаний.
5.    Охарактеризуйте порядок слов в словосочетаниях, его текстообразующую и стилистическую роль.


4а. Разбор простого предложения


1.    Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2.    Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3.  Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4.    Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5.    Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
6.    Объясните постановку знаков препинания. Какую они выполняют функцию (выделительную, разделительную)?
7.    Каковы средства связи данного предложения с предшествующим и последующим предложениями? Какова его роль в раскрытии темы и развитии основной мысли текста?
8.    Есть ли в нем средства художественной выразительности, стилистические фигуры? Каковы его интонационные особенности?


4б. Разбор сложного предложения


1.    Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между его частями.
2.    Выделите грамматические основы, определите структурные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
3.    Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
4.    Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.
5.    Если в предложении несколько придаточных, определите связь между ними (последовательное, или однородное, или параллельное подчинение).
6.    Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?
7.    Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.
8.    Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.


4в. Разбор предложения с прямой речью


1.    Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интонации.
2.    Назовите слова автора и прямую речь.
3.    Объясните постановку знаков препинания.
4.    Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией — предложением с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.
5.    Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?


5. Лексико-фразеологический анализ текста


1.    Дайте толкование выделенных слов.
2.    Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов.
3.    Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
4.    Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам.
5.    Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.
6.    Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.
7.    Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.


Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Добавил: Admin (17.04.2012)
Просмотров: 3213 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.