Сокращение текста. План. Тезисы
Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать
текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части
(соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение
каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.
При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:
1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание,
определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и
облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и
наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части
выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более
короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены
ключевые слова.
Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.
План— наиболее простой, но при работе с книгой
наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем
информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких
формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных
предложений.
Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.
Составление плана готового текста требует умения логически
обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить
текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение,
облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для
успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это
значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в
данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и
выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно
воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.
Тезисы — это кратко сформулированные основные
положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые
читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.
Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться
находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при
составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста
целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от
соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть
текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное
положение, заключенное в этой части.
Тезисы — один из наиболее
сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают
работу над докладом, рефератом.
132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л.
Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно
меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.
Мне трудно припомнить2
все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и
чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих
послеобеденных прогулок он обращался2 часто к своим
воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с
техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось
слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая
людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком
искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими
красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то
бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре.
Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и
сочные поляны английского парка перемежались с французскими
замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже
каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И
опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины
Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с
одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и
мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую
бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни
про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них
не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко
ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось
слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда
было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им
изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении
отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу
ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в
которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл.
Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего
положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли
спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных
струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев
Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем
заметкам, которые сохранились2 в моем дневнике и
подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в
переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но
мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно
первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном
произведении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Самый главный
— это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец,
техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и
тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного
совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в
произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная
техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой
техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента
действительной любви.