Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 26.12.2024, 23:22
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе

Жанры публицистики
      Жанры публицистики

1-09-18.jpg Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собрании, в суде.


Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). (Толковый словарь русского языка.) Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.


Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.)


Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х гг. — «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лакшина, В. Распутина.


Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.


Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.


Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях (делаются зарисовки природы, местности, быта людей), очерк портретный, раскрывающий личность человека, и проблемный очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или затрагиваемые автором проблемы.


190. Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста. Озаглавьте его.
На берегу (П, п)легцеева озера (в)близи древнего русского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого. <...>


Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Плещеево озеро повернул коня и прямо спелыми полями поск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Петру будто(бы) это очень понравилось он щедро наградил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.


Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..левший от всей большой петровской потешной флотилии ботик с прогнивш..м дном вспомнил из истории как Петр приехав сюда через тридцать лет возмутился небрежным хранением остатков флота и тут написал свой суровый указ в..еводам переславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходивший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(ть, дь)бы. Царь Николай I наконец приналег на владимирских дворян они выкупили ботик построили тут (не)болыпой дворец триумфальную арку и мрам..рный памятник с надписью из указа Петра.


Надлежит вам во..водам переславльским беречи остатки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыскано будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ.
Настроен(?)ый словами Петра я подошел к обрыву Гре- мяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русского флота.
1-09-20.jpg 1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка; г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику. 2. Объясните выделенные слова и словосочетания.


1-09-18.jpg
Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.


Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.


191. Прочитайте, запишите 1—2 отрывка из путевого очерка В. Распутина, применяя правила правописания. Как соотносятся название очерка, его тема и эпиграф к нему? Какие особенности текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи?



                                         ПОЛЕ КУЛИКОВО



                                                                                           Опять над полем Куликов..м


                                                                                           Взошла и раст..чилась мгла


                                                                                           И словно облаком суровым


                                                                                           Гр..дущий день завол..кла.
                                                                                                                               А. Блок



I. Весь день то дождь хлестал то снег небо в непривычней для меня степной стороне ничем не поддерживаемое сходилось с землей совсем близко и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть.4 Мы ехали с юга откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи доколе гнали их русские ратн..ки мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега спрашивая помн..т ведают они славу свою или нет. <...>


А тут шпиль показался вернее прежде крест под- н..ма..щийся от земли и одновременно чуть правей еще кресты эти как я догадался над храмом(памятником) Сергию Рад..нежскому благословившему князя Дмитр..я на великую битву и немало сделавш..му для об(?)единения русских сил под его началом. И покуда подъе(?)жали мы смиренно сбросив скорость чтобы лучше видеть откры- ваощееся Поле кресты вьфостали все выше и выше и вот уже под левым одиноким обозначился темный столб а под правыми как три васн..цовских богатыря встало в рост трехчастное здание храма.


II.    (По)одним источн..кам больше ста тысяч по другим двести пят..десят а по трет..им четыр..ста тысяч(?) войска выступило на защиту русской земли и русской чести. У М..мая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне где горит закат и выстроилась в переломный для нашей истории день 8 сентября 1380 года перейдя ночью Дон сила Дмитрия. Татары подж..дая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязан(?)ского (должно быть и сейчас шесть веков спустя екает стыдливо сердце (ни)(в)чем (не)повинных р..занцев от вер..ломства их предка князя Олега и позже в годину страшного нашествия Тохтамыша снова пр..давшего Дмитрия Донского — ох, как памятливо и взыскательно время!) огромным шумным лаг..рем бурлили здесь откуда мы сейчас осматриваем Поле.


III.    Битва как известно нач..лась с поединка (П, п)ере- света с Челубеем. Прин..то было (в)старину перед тем как войскам всей силой сойтись на кровав..ю сечу устра..вать единоборство избран(?)ых выдающихся по силе и духу бойцов, — одолевший сч..талось предр..кал победу своей стороне. Вызов татарского мурзы который был «велик и страшен зело» принял тро..цкий м..нах из брянских б..яр Александр Пересвет. Разогнав друг против друга коней сшиблись они (на)виду у многих тысяч и «спадоша на землю мертви и ту конец прияша оба».


И грянула сеча «какой (по «Истории России» С. М. Соловьева) еще никогда (не)бывало прежде на Руси: говорят что кровь лилась как вода на пространств., десять верст лошади не могли ступать по трупам ратн..ки гибли под конскими копытами зад..хались от тесноты. Пешая русская рать уже лежала как скошен(?)ое сено и татары начали одолевать».


Князь Дмитрий которому тогда было три(?)цать лет оставил под своим велик..княжеским стягом Михаила Брен- ка (погиб любимец Дмитрия) а сам в д..спехах простого воина дрался в перед..вом полку в пешей3 рати. Татары смяли ее прорвались сквозь ряды большого полка завернули левый фланг русских войск и стали сбрас..вать3 его в Непрядву. <...>


1-09-20.jpg
Вспомните из уроков истории, чем завершилась Куликовская битва, что сыграло решающую роль. Напишите об этом.


192. Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.


1-09-18.jpg
Герой портретного очерка — конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор не только дает портрет в узком смысле этого слова, но и описывает обстановку, в которой живет и трудится герой, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Примерами таких очерков могут служить «Записки охотника» И. Тургенева.


Внимание очеркиста сосредоточивается не только на внешнем, но и на «внутреннем» портрете.


Внешний портрет
— это описание лица, рук, глаз, волос, прически, одежды, походки, жестов, манер, особенностей голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.


«Внутренний» портрет
— это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.


Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Чтобы понять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жестах, в характерных словах и оборотах речи.


Автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно и ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.


Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.


193. Прочитайте отрывки из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.
Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.


Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая3 через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что- то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает — невозможно отойти — знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще — о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллер- тинском, Василии Ивановиче Качалове — тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.


Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4

Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне — этого человека знают все, да и сам он кого хочешь3 объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.


К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредственности интонации «устного рассказа»; можно обратить внимание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и Горький, Алексей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях — поэзии и живописи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертинском, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фотографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.


Можно сказать, что ему дьявольски повезло. В тот момент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже собирал на свои устные рассказы в творческих клубах и концертных залах довольно обширную аудиторию, будто специально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.


Большой удачей было, конечно, и то, что Андроникова открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.


1-09-20.jpg
  Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку всех знаков препинания в них.
194*. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Спишите отрывки из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определите тип и стиль речи.


I. ...Стальные керосиновые и другие короли Соединенных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей у которых так много денег я не мог себе представить обыкновенными людьми.


Мне казалось что у каждого из них по крайней мере три ж..лудка и полтораста штук зубов во рту. Я был увер..н что мил(?)ионер каждый день с шести часов утра и до двена(?)цати ночи все время без отдыха ест. Он истр..бляет самую дорогую пищу гусей инде..к пор..сят редиску с маслом пудинги кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюст..ми что приказывает ж..вать пищу неграм а сам уж только проглатывает ее. <...>


Мне казалось он долж..н носить белье из парчи каблуки его сапог подбиты золотыми гв..здями а на голове вместо шляпы что-нибудь из брил(?)иантов. Его с..ртук сшит из самого дорогого бархата имеет не менее пятидесяти футов длин(?)ы и украш..н золотыми пуговицами в количестве не менее трех(сот) штук. По праз(?)никам он над..ва- ет сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и (не)удобно и стесня..т... Но будучи таким богатым нельзя же од..ваться как все...


К..рман миллионера я пон..мал как яму, куда свободно можно спрятать церков(?) здание Сената и все что нужно... Однако представляя емкость живота такого джентльмена подобной трюму хорошего морского пар..хода я не мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал что одеяло под которым он спит должно быть (не)меньше квадратной мили...


II. Мож..те вообразить мое изумление когда я встретив миллионера увидал что это самый обыкновенный человек.


Передо мной сидел в глубоком кресле длин(?)ый сухой старик спокойно сл..жив на животе нормального размера коричневые сморщен(?)ые руки обычной человеческой величины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбр..та устало опущен(?)ая нижн..я губа открывала хорошо сделанные челюсти они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа бритая бе..кровная и тонкая плотно прилипла к его ж..вательной машинке и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей матовый череп был лиш..н волос. Казалось что этому лицу немного (не)хватало кожи и все оно красноватое, неподвижное и гладкое — напоминало о лице новорожденного ребенка. Трудно было определить — начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...


Одет он был то(же) как простой смертный. Перстень часы и зубы это все золото какое было на нем. Взятое вместе оно весило вероятно менее (полу)фунта. (В)общем этот человек напоминал собой старого слугу из аристократического дома (Е, е)вропы...


1-09-20.jpg
Вспомните, что такое гротеск. В чем вы видите гротескное  изображение портрета миллионера? Выпишите наиболее меткие обороты речи, создающие пародийный образ.


1-09-18.jpg
Как начать очерк? Этот вопрос в каждом конкретном случае решается по-разному. Во вступлении автор обычно говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинтересовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать очерк до конца.


195. Запишите прилагательные, называющие качества человека, распределяя их на три группы: 1) положительные; 2) отрицательные; 3) нейтральные.
Бе..дарный, без(?)аботный, бескорыстный, благородный, б..лтливый, вежл..вый, веселый, властолюбивый, вп..ч..тлительный, вспыльч..вый, высокомерный, гост..- пр..имный, деликатный, доброжелательный, заносчивый, любознательный, любопытный, невеЖоСтвенный, от- зывчовый, приветловый, раоговорчовый, самовлюбленный, самолюбивый, слабовольный, тактич(?)ный, талантловый, человеч(?)ный, Честолюбивый, эрудированный.


196.    Запишите эпитеты, которые могут быть использованы при описании: а) взгляда; б) глаз; в) рук. Согласуйте их с существительными.
Белый, большой, выцветший, гневный, г..лубой, грубый, ж..сткий, заиск..вающий, зеленый, карий, круглый, ласковый, Мозолистый, мягкий, (на)выкате, насмеш- л..вый, нежный, (не)навид..щий, пасмурный, приветл..вый, ра..косый, светлый, серый, сильный, спокойный, суровый, сухой, темный, т..ж..лый, умный, усталый, ч..рный.


197.    Подберите (из словарей и по памяти) и запишите эпитеты, уместные при описании: а) роста человека; б) его фигуры; в) волос; г) одежды.


198.    Подберите и запишите эпитеты, уместные при описании: а) лица (щек, лба); б) походки; в) одежды — хорошо знакомого вам человека.


199.    Сгруппируйте (по своему усмотрению) пословицы и запишите их по группам. Каждую группу пословиц озаглавьте, сформулировав их тему.


1. Кто собою не управ..т тот и другого на разум не настав..т. 2. Брю(?)жит как осенняя муха. 3. В ком есть стыд в том есть и совесть. 4. Все вид..т как в..селюсь а никто не вид..т как плачу. 5. Видом орел а умом тет..рев. 6. Весь бы прост, да привязан лисий хвост. 7. Глазами кос да душою прям. 8. Глазами плач..т а сердцем смеется. 9. Добрый Иван и людям и нам а худой Иван н.. людям н.. нам. 10. И стар да весел и молод да угрюм. 11. И лич..ком бела и с очей мила. 12. Криклив да на деле правдив. 13. Критиковать востер как топор а критику слуш..ть глух как обух. 14. Спесивый высоко мостит(?)ся, да низко садится.


200*. Попытайтесь написать очерк о своем друге. Уточните для себя, какова основная мысль вашего очерка, отразите ее в названии. Составьте план. Учтите, что в очерке вам придется использовать не только описание, но и повествование и рассуждение. Обратите внимание на такие моменты, как описание внешности, особенностей походки, манеры говорить и т. д.


Вспомните свое первое впечатление от знакомства с этим человеком. Что вас прежде всего привлекло в нем? Что вас связывает? О чем вы иногда мечтаете с ним? Делитесь ли вы с ним сокровенными мыслями? Вспомните интересные эпизоды из его жизни. Есть ли у него недостатки? Если есть, мешают ли они вашей дружбе?


201. Прокомментируйте применительно к себе содержание следующих текстов (письменно: в форме дневника читателя, соглашаясь или не соглашаясь с автором, или в форме личного дневника, рассуждая о себе после прочтения текста). Второй текст сначала спишите.



                       I. ИЗ ДНЕВНИКА



Кляну себя за многое,


За то, что на пути


Я часто слово строгое


Старался обойти.



Кляну себя за многое,


За то, что в некий день


Неприбранной дорогою


Ко мне пробралась лень.



Кляну себя за многое,


За то, что — вот беда! —


Я в песенку убогую


Влюблялся иногда.



Кляну себя за многое,


За то, что мне назло


Притворство мягконогое


Войти в мой дом смогло.



Кляну себя за многое,


За то, что в трудный час


Я мягкое, пологое


Предпочитал не раз.
                          (С. Островой.)



1-09-20.jpg
Найдите междометное предложение (сочетание двух слов,  являющихся междометием и в то же время самостоятельным вставным предложением). Какова стилистическая роль этого маленького предложения?


II. Бездельничание вовсе3 не состоит в том что человек сидит без дела сложа руки в буквальном смысле. Нет безделн..к вечно занят пустослов..т по тел..фону иногда часами ход..т в гости, сидит у тел..визора и смотр..т все подряд долго спит придум..вает себе разные дела. Вообще бе..дельник всегда очень занят. (Д. Лихачев.)


202*. Труднее всего писать о себе, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем других. Это объяснимо: во-первых, не всегда можно объективно оценить себя, свои поступки, во- вторых, не всегда хочется говорить о себе все.


Напишите о себе, выбрав один из жанров повествования:


а)    в форме дневника (о своих мечтах и жизненных планах);
б)    о себе в третьем лице — таком, каким вас видят со стороны ваши друзья, или родные, или учителя;
в)    в сказочной форме: события, действия — вымышленные, фантастические, а черты характера, привычки, мысли и даже отдельные слова главного героя — ваши.
1-09-18.jpg В центре проблемного очерка — социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.


В этом жанре публицистического стиля могут использоваться и портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к актуальным вопросам, его точка зрения, его взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, но они тоже носят подчиненный характер.


Проблемный очерк всегда полемичен, строится он по типу рассуждения.


203. Спишите отрывки из статьи А. Ивановой, применяя правила правописания. Определите их тему и основную мысль. Озаглавьте их.


I. Дом изба двор дворище печище... Казалось бы говорящее об одном и том же приведен(?)ые слова отличают(?)ся смысловыми оттенками и емкостью стоящего за ними содержания одни подразумевают только жилище в котором можно укрыться от дождя холода и прочих бед другие помимо этого указывают на семейный союз в нем проживающий... <...>


Издревл.. в России с семьей связ..вались основные человеческие ценности а человек так и не сумевший обзавестись семейством именовался бездомным и бездольным (см. пословицы: «И в раю тошно жить одному», «Семейная кашка погущ.. кипит», «Одна головня и в поле гасн..т а две дымятся», «Без мужа что без головы без жены что без ума» и др.). По этой причин., в обществен(?)ой жизни холостые лишались ряда пр..в..легий о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживающих в Ярославской и Орловской губерниях: «(Не)женатый не считается у нас настоящим крестьян..ном. На него смотрят (от)части с сожалением как на нечто нецельное (от)части с пр..зрением»; «Холостому быть хозяином общество запрещает».


В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось священ(?)ослужит. .лями почитавшими ее за «малую» церковь...


II. Упоряд..чению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иер..рхи- ческая стратификация — своего рода «семейная лес(?)ница» в которой права и обяз..нности каждого определялись занима..мой им «ступенью».


Во главе семьи стоял старший мужчина — большак, набольшой, старшой. Именно он имел право реша..щего голоса во всех семейных делах (распределение работ по членам семьи купля продажа уход на заработки и пр.) и представлял свой род на мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», «Дом красит(?)ся хозяином», «Без хозяина дом сирота»).


Главной помо..ницей мужу его правой рукой по дому была жена — большуха, старшая во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматр..вались в народе как залог семейного благоп..лучия поскольк.. в этом случае исчезали поводы для семейных ссор а «где мир да лад там и Божья благодать» (ср.: «Умная жена как нищему сума», «От плохой жены состар..шься от хорошей помолоде..шь», «Добрую жену взять н.. скуки н.. горя н.. знать», «С доброй женой горе — (пол)горя а радость (в)двойне», «Муж голова жена душа»).


1-09-21.jpg
Оценивая опыт наших предков в устройстве семьи и домашнего быта, напишите очерк о проблемах семьи на современном этапе, учитывая свои личные взгляды.


204*. Спишите, применяя правила правописания. Определите темы пословиц и поговорок. Подберите к одним из них синонимичные, к другим — антонимичные пословицы, поговорки, афористические выражения. Объясните все случаи постановки тире.


1. (Не)надоб.н и клад коли у мужа с женой лад. 2. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 3. Любовь да с..вет так и горя нет. 4. (Не)дорог подарок дорога любовь. 5. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 6. Не та хозяйка которая говорит а которая щи варит. 7. Сер(?)це сердц.. чу..т. 8. Одно сердце стр..дает другое (не)знает. 9. И люб..шь да губ..шь. 10. К..ротка что девичья память.


1-09-20.jpg
1. С какими пословицами вы согласны полностью, с какими — частично, с оговорками, с какими — не согласны? Почему?
2. Составьте текст, полемизируя или соглашаясь с одной из пословиц.


205*. Сформулируйте 2—3 темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте план или тезисы проблемного очерка на одну из тем.


206. К. Ушинский считал наиважнейшими для человека такие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»;


б)    стремление к прекрасному «в отношениях между людьми»;
в)    совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».


Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место? Почему? Дайте обоснование письменно.


207*. «Счастье — как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть сочинение-рассуждение, т. е. аргументированное.


208. Напишите очерк проблемного характера на одну из тем:


1)    Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
2)    Что важнее: кем быть или каким быть?
3)    Что дают человеку знания?
4)    Мои раздумья о людях Земли, их жизни в прошлом и будущем.


При написании очерка используйте прочитанные вами художественные произведения, статьи в газетах и журналах.


209*. Дайте толкование следующих слов (письменно). При затруднениях обращайтесь к толковому словарю.
Логика, суждение, умозаключение, рассуждение, тезис, доказательство, аргумент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение.


1-09-18.jpg
Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии — классической и современной.


210*. Подберите стихотворение, в котором удачно используются средства публицистического стиля, повышающие эмоциональное воздействие на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства, призывающие к подвигу, к борьбе за свои идеалы, к хорошему, светлому в жизни. Подготовьте анализ языковых средств эмоционального воздействия в этом стихотворении.



Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Добавил: Admin (17.04.2012)
Просмотров: 9144 | Рейтинг: 2.7/3
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.