Подлежащее – один из главных членов ДСП,
который обозначает производителя действия или носителя признака,
названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева
дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых
красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет
объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском
языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного
залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения
(как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков
был убран Белоснежкой всего за три часа. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Подлежащее может быть выражено: 1.
существительным или местоименным существительным в форме именительного
падежа. К местоименным существительным относят местоимения я, ты, он,
она, оно, они, мы, вы, кто, что и образованные от двух последних
неопределенные и отрицательные (кто-то, ничто).Королева долго считалась
одной из самых красивых женщин в своем королевстве. Она и не
подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более
красивой. "Разве не я первая красавица в королевстве?" - спрашивала
королева у волшебного зеркальца. "Кто может знать точно?" - уклонялось
от ответа зеркальце. 2. субстантивированным словом. Под
субстантивированным словом понимают слово любой части речи, которое в
предложении приобретает предметное значение, отвечает на вопросы "кто?" и
"что?". Субстантивироваться может практически любая часть речи. Чаще
всего субстантивация затрагивает прилагательные, причастия и
местоименные прилагательные: Больные выздоравливали быстрее, если за
ними ухаживала Белоснежка. Приглашенные во дворец не знали, как
реагировать на слова королевы. Это было самым страшным колдовством из
всех, к которым прибегала королева. В роли подлежащего очень часто
выступает местоименное прилагательное "который" в придаточном
определительном : Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось
отравленным. Для местоимения "который", по всей видимости, рассуждения о
субстантивации будут неуместными, так как, будучи прилагательным по
своим морфологическим свойствам, оно по синтаксическим признакам
оказывается существительным, выступая имеенно в роли подлежащего в
именительном падеже, а в косвенных падежах становясь дополнением. Субстантивироваться
могут и другие части речи: наречия, междометия, даже союзы: Это завтра
представлялось королеве главным днем в её жизни, ведь именно завтра она
сможет рассправиться с Белоснежкой. Раскатистое "ау" раздавалось в лесу,
но на зов Белоснежки никто не отзывался. "Но" было любимым словом
Ворчуна, которое он прибавлял, даже если соглашался с собеседником. 3. количественным числительным: "Восемь больше пяти", - заключил умный Добряк. 4.
инфинитивом: "Умываться лишь пустая трата времени!" - заявили гномики.
Разные пособия по русскому языку предлагают разные решения вопроса о
том, зависит ли функционирование инфинитива как подлежащего от его
местоположения. Скажем, выпущенные в последние годы на филологическом
факультете МГУ практически одним и тем же составом авторов пособия по
русскому языку предлагают разные решения. Нам ближе всего высказанная в
последнем издании пособия идея о независимости функционирования
нфинитива в роли подлежащего от его положения в предложении.
Следовательно, в предложении Мечта Белоснежки – влюбиться в
какого-нибудь принца подлежащим тоже будет инфинитив. Здесь же
оговорим, что если инфинитив выражен информативно недостаточным глаголом
(чаще всего это глаголы "быть" или "стать"), то в состав подлежащего
будет включено относящееся к нему слово: Стать первой красавицей
королевства – очень нелегкая задача! 5. Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний: •
совместности , которые состоят из существительного или местоимения в
именительном падеже, к которому при помощи союза "С" присоединяется
существительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при
этом стоит в форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими
близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным
вопросам с королевой никогда не советовался. • количественные,
которые включают в себя слово с количественным значением (числительное,
существительное, наречие) и зависимое от него существительное (или
субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиков
занимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному
троллю – хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли
себе и потом меняли их на еду. Именно количественные словосочетания в
роли подлежащего могут "обойтись" без именительного падежа, если
называют приблизительное количество (в этом случае они включают предлоги
"около" и "от … до"): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки.
От десяти до двадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для
личного знакомства с красавицей принцессой. • выделительные, в
состав которых входит местоимение, существительное, числительное,
прилагательное в превосходной степени, далее предлог "ИЗ" и
существительное или субстантивированное слово: Трое из гномиков сразу же
пошли мыть руки. "Любой из нас готов помочь тебе!" - закричал самый
толстый из гномиков. • неопределенности или всеобщности, которые
состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного
существительного вместе с определяющим его прилагательным или
причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве. • фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни. 6.
подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, что
какое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция
подлежащего для него определяется. Прежде всего эта функция выделяется
для придаточной изъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из
главной, в результате чего главная часть рассматривается как ДСП
неполное: "Хорошо, что ты теперь живешь вместе с нами!" - сказали
гномики после вкусного обеда. В прямой речи примера представлено
сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, которое
стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего [это] хорошо… Во-вторых,
позиция подлежащего может быть занята прямой речью: "Что-то с этой
старушкой не так!" - мелькнуло в голове у Белоснежки. Задание Выделите в предложениях подлежащие. 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена – это "Девочка со спичками". 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства. 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена. 4. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек. 5. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки. 6. Приятно, что так много детей в мире все еще любят волшебные сказки. 7. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену. 8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохте сказки. 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком. 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке. 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги. 12. "Как хорошо уметь читать!" - говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу. 13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребенком, никогда не постареет. 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена. 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах. Другое задание: придумайте свои примеры с разными способами выражения подлежащего.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.