Признаки текста
Текст
(от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения,
абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью,
образующие высказывание, речевое произведение.
Основные признаки текста: тематическое и
композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и
грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная
законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть
статьей, докладом, книгой.
Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема
— это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется
рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и
мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»).
Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько
тем.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем
связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и
отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание
одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б)
содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или
пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.
д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений
по определенным правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи
предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом
благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или
противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок
слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм
несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается
повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (Кто
не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в
минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.) Здесь
риторический вопрос служит средством параллельной связи между
предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
В цепной связи главное — повтор ключевого слова,
несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим
оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения;
передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления
глаголов в форме совершенного вида.
Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых,
во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места
(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные
обороты, придаточные предложения.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с
элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И
наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи
параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование
— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной
последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания
действия, развитие сюжета. В описании в центре внимания
словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности,
перечисление его признаков. Особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
Однако в чистом виде названные типы речи используются редко.
Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере
необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с
описанием, описание — с повествованием и наоборот. Главным, определяющим
являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата —
того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.
128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предмету)
параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблюдайте над связью
предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем
эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые
слова, выделите микротемы.
129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия
были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и
свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали
этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. <...> Пьер
замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более
и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и
светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор
совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о
том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все
более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал)
разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и
по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали
назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел
на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел
опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь,
чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее
батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было,
как ряды пехоты двинулись вперед. <...>
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На
батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали
неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты.
Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито
крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным
лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому.
Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись2, еще
старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды,
поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством.
Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они
употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи
между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3.
Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в
этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.