Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы
дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие
века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого
Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне
труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для
вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает
труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен
служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера
Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год
странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами,
людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас
жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги
«Малахитовая шкатулка».
Великолепные
сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности по
достоинству оценены литературоведами, писателями, лингвистами и
методистами.
Пушкинские сказки — «чудесный сплав, где народное творчество
неотделимо от личного творчества поэта», — писал П. Бажов. Книги и
статьи М. Горького, С. Маршака, С. Бонди обращают внимание читателей на
«причудливые узоры внешней формы», «нравственное содержание»,
«реалистическую основу» пушкинских сказок. Пушкинист А. Слонимский
отмечает красоту нарисованных в них картин народной жизни, органичный
сплав лирики с иронией или сатирой, глубокое проникновение в душу
народа.
Различные варианты изучения сказок Пушкина в школе предлагаются в
работах М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, С. Ф. Елеонского, В. Ф.
Фроловой и других методистов.
Когда
известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на папирусную
лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества, энергии и
умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством юмора.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека
способности воспринимать смешное. Говорят, что смех — это чисто
человеческое качество, отличающее людей от животных. Один юморист
сказал: «Мозги наши настроены на определенные рельсы. И когда эти рельсы
резко меняют направление, человек смеется». В анекдоте вся «соль»
заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в неожиданном
конце. Попробуйте определить, что смешного в изречениях польского
писателя Ежи Леца:
Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за
тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в
армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851
г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев
Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был
разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре
ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда.
Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и
«Хаджи Мурат».
Изучение рассказа «Муму» в
средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что,
казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце
прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных
бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных
способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о
произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений
назван и рассказ «Муму».
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.