Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за
тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в
армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851
г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев
Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был
разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре
ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда.
Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и
«Хаджи Мурат».
Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой
написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие,
случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и
чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда
друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем
резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было
незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и
кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не
стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их
увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы
повернули в горы.
Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал
их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских
аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он
выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы
друг на друга.
Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа
разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому писатель в
рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя,
какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с
современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что
дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.
В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как
его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали
чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только
читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным,
им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и
добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый
праздник.
Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения
не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики
воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие
образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для
них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа
должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет
сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью
доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны
стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.
На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:
— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?
— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?
— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?
На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных
героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов
действий Жилина и бездействия Костылина:
— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?
Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?
— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина,
например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в
отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти
интересного в жизни Жилина и Костылина?
На третьем уроке сопоставление двух пленных получает
дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних
глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при
первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания
действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает,
осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в
это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится,
покряхтывает, стонет, отстает.
— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а
обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во
время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я.
Мещеряковой.)
— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю,
мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только
страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль,
усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или
ином состоянии)?
Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в
паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом
словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, прочное
окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка
для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая
жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется
помаленьку.
В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и
вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде
всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она
относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась
она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли
потому, что он подарил ей куклу?
— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?
— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать
не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к
Дине?
— Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие
детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из
ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?
— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и
Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С.
Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д.
В. Дубининой.)
На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа.
Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л.
Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка,
которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная,
надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он
замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными
предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает
слабость мысли и всегда неясность мысли».
Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти
качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:
— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?
— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте
воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали
текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.
— Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему
фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать
характерной для этого рассказа?
Во всех рекомендациях выделен основной проблемный вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их двое?
— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?
— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?
— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен,
понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет
глаголы?
В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что
«Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И
здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне»
противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».
Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные
обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют
работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?
С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу
воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту
одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей.
Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность
развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот
почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.