П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»
Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы
дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие
века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого
Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне
труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для
вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает
труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен
служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера
Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год
странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами,
людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас
жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги
«Малахитовая шкатулка».
Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул,
чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием
Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко».
Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку
старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это
не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и
говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
«Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов
фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача
чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал
сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в
его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.
Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал
он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым
пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как
непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным
живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует
подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям
произведения.
В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного
творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти
лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и
других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои
сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не
рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной
горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и
хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой
уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама
ящерицей оборачивается.
Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он
положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно
рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы»,
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино
зеркальце» и др.).
В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить
любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает
красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих
делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал
«своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на
Урале.
Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она
расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть
зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед
Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не
посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она
может проникнуть в мысли и чувства других людей.
Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким
ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет
заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила
простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной
сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить
душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).
Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и
задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и
отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова,
выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной
горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и
др.).
Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:
— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание
своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие
слова приказчику? Чем закончилась эта история?
— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать».
За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем?
Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?
— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?
— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?
— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества
людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных?
Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.
— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана
«щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по
русскому обряду полагается»?
— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что
огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и
почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.
— Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится
худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?
— В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи
Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о
судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».
— Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?