ЮМОР И САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА
Когда
известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на папирусную
лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества, энергии и
умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством юмора.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека
способности воспринимать смешное. Говорят, что смех — это чисто
человеческое качество, отличающее людей от животных. Один юморист
сказал: «Мозги наши настроены на определенные рельсы. И когда эти рельсы
резко меняют направление, человек смеется». В анекдоте вся «соль»
заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в неожиданном
конце. Попробуйте определить, что смешного в изречениях польского
писателя Ежи Леца:
«Все в руках человека. Поэтому их надо мыть как можно чаще»;
«Если уж набрал в рот воды, то по крайней мере никого потом не
оплевывай»; «Пока ветра нет, и у флюгера есть характер». В каком случае
можно было бы применить эти высказывания?
Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на
которого направлена насмешка. «Юмор — это расшалившееся сознание, —
заметил один умный критик. — Впрочем, иногда юмор не только шалит, как
дитя, но и дерзит своему учителю. Это уже сатира».
В сатире смех жгучий, искореняющий. Сатира — артиллерия смеха. По
воробьям из пушек не стреляют. Сатира смеется над опасным, вредным для
людей.
Приведите примеры известных вам юмористических и сатирических
произведений, прочитанных или увиденных на сцене и на экране. Каков
характер смеха в стихотворении Ломоносова «Случились вместе два
Астрoнома в пиру...», в баснях Крылова, в повестях Гоголя? Где в
рассказе Чехова «Хирургия» юмор, а где сатира?
Сам учитель может дополнить вступительное слово о Чехове
следующими сведениями из работ литературоведов: «...больше всего он
любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Этого
молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено столько, что,
чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хоть час
передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать
вместе с ним...»
В августе 1879 г. Чехов приехал в Москву и поступил в университет
на медицинский факультет. Примерно в это же время он начал печататься в
юмористических журналах, что отвечало его потребности, обозначившейся
еще в детстве, — создавать смешное.
С самой ранней юности лет десять—двенадцать подряд Чехов работал,
как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда лет редкий номер
журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов Чехова. По
условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста
строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель
достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко
оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать
кратко.
«Краткость — сестра таланта» — это Чехов повторял не раз.
«Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в
прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начиналось сразу...
Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. В основе сюжета лежит не
биография героя или решение какой-то общественной проблемы, но прежде
всего очень определенная бытовая ситуация, которая обозначается в первой
же фразе. Мы еще ничего не знаем кто, но нам уже сообщено где и что.
Рассказ-сценка — это „кусочек жизни" без начала и конца» (по А. Дерману,
Э. Полоцкой, А. Чудакову, К. Чуковскому и др.).
Опережающие задания всем ученикам многие методисты предлагают в
форме домашнего самостоятельного чтения юмористических и сатирических
коротких рассказов Чехова, например: фрагменты из «Жалобной книги» (Я.
Аркин), инсценирование рассказов-сценок «Глупый француз», «Не в духе»,
«Радость» (А. Фомичева). Общее задание всем ученикам может быть таким:
— Попробуйте определить особенности юмористических рассказов
Чехова. Как вы понимаете такое их определение: «Они смешные, но
невеселые»?
— Вы уже изучали рассказы И. Тургенева и Л. Толстого. Почему
чеховские рассказы гораздо короче? У Тургенева много описаний природы,
портретов, авторских характеристик. А у Чехова?
В ходе дальнейших уроков следует постепенно накапливать материал
для ответа на эти вопросы, имея в виду не только такие качества
рассказов Чехова, как внешнее беспристрастие, но и использование таких
форм юмористической и сатирической оценки героев, как значащие имена и
фамилии; грустный взгляд сквозь веселый смех; отсутствие пейзажа как
средства характеристики персонажа; выразительность, яркость
художественной детали; контрастность образов; сценичность диалога,
динамика повествования, а отсюда и лаконизм изложения; простота фразы;
индивидуализация речи.
Мишенью в юмористических и сатирических рассказах Чехова были
нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при этом,
замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на героя, но
и на тех, с кем он вступает в столкновение. Так, например, в рассказе
«Хирургия» высмеиваются глупость и невежество героев.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько
мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а
чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и
чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел
посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним
из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько
часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах
Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных
положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже
описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные
черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили:
просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера,
медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки.
Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что
Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды
видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у
больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В
воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические
годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы
для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал
оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе,
который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю
возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые
Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить
внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и
задания, помогающие раскрыть желание Курятина играть роль, не
соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и
высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает
решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту
смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер
говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в
мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его
поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое
значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для
чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок
дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив
на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение,
кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от
благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от
церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие
слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает
свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство,
некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому
господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один
костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или
речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют
роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.