Гоголь
мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно
большое общественно-воспитательное значение. Театр представлялся ему
«кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок». Гоголь
мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и
беспощадно карал бы смехом «плевелы» русской действительности. «На
сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть
посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так,
как смеха».
Исключительная
быстрота написания «Ревизора» (всего два месяца) говорит о том,
насколько органично совпал новый «сюжет» с творческими устремлениями
Гоголя...
Б 1909 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Гоголя, В.
И Немирович-Данченко опубликовал свою речь «Тайны сценического обаяния
Гоголя». Он заметил, что разбор «Ревизора» вызывает у исследователей
«радостное изумление». Порождает это чувство не только открытие
замечательных художественных достоинств комедии, но и осознание их
новизны и оригинальности.
Например, удивительная смелость завязки. В «Ревизоре» завязкой
является одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы
сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
В.
Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у
радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, —
что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту
поэму... Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и
умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое
ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие
утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения
изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое
замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем,
когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились
ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого
мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического
Кавказа.
Прочитайте самостоятельно еще одно произведение А. С. Пушкина — «Пиковая дама».
Эта философско-психологическая повесть,
написанная в 1833 году, давно признана шедевром Пушкина. Завязка
повести, как следует из записанных биографом поэта П. И. Бартеневым слов
П. В. Нащокина, которому рассказал сам Пушкин,
основана на действительном случае. Внук княгини Н.П.Голицыной князь С.
Г. Голицын («Фирс») рассказывал Пушкину, что, однажды проигравшись,
пришел к бабке просить денег. Та денег ему не дала, но назвала три
карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. С. Г. Голицын поставил на
названные Н. П. Голицыной карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести
вымышлено.
Сюжет повести основан на игре случайностей, необходимости и
закономерности. В связи с этим каждый герой связан с определенной темой:
Германн (фамилия, а не имя) — с темой социальной неудовлетворенности,
графиня Анна Федотовна — с темой судьбы,
ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД А. С ПУШКИНА Давно
известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и
историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного
гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.
Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин
воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало,
наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не
лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю
России, которую, в свою очередь, просматривал и через призму своей
судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и
исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости
исторического
Появление Пугачева,—
Бегство эгo из Казани. — Показания Кожевникова.— Первые успехи
Самозванца.—Измена илецкиx казакав. — Взятие крепости Рассыпной. —
Нурали-Хан. — Распоряжение Рейнедорпа. — Взятие Нижне-Озерной. — Взятие
Татищевой. — Совет в Оренбурге. — Взятие Чернореченсекой, — Пугачев в
Сакмарске.
В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный
бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому и
принимаясь за всякие ремесла. Сн был свидетелем усмирения мятежа и казни
зачинщиков, уходил на время в Иргизские скиты; оттуда,
Творчество Фонвизина,
в том числе знаменитая комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с
особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре),
зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма
(личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность,
суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим
название классицизма (от лат. classcus — образцовый). Влияние
классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким,
долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии.
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского
«Повесть
о житии... Александра Невского» была написана, как считают ученые,
вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником
монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело
князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого.
Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем
его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и
создает его жизнеописание.
Автор «Повести
о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал
в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он
последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на
Неве, о Ледовом побоище и о
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.