ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
В.
Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у
радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, —
что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту
поэму... Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и
умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое
ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие
утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения
изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое
замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем,
когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились
ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого
мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического
Кавказа.
Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова.
В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в
которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и
борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой
остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.
Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...
Мцыри не только «естественный человек», сохранивший в себе
духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от
цивилизации, заточенной ею в монастырь, и этот факт не безразличен для
его характеристики.
...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и
слабости. В этом «двуначалии» и заключается основной принцип
индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность,
свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могуч его духа» «его
отцово — неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности —
наследства монастырского режима...
Поэма «Мцыри», в которой рассказываем об уединенных переживаниях
кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х
годах. Тем не менее явленная в «Мцыри» действительность Кавказа, в целом
отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской
действительностью, но и ею исчерпывается...
Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих
ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его
эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные
сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами
его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это
заключение...
Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими
рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались
влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.
Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное...
Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие,
мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру.
Мцыри - действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и
презрения к людям как таковым...
В. И. Коровин: Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим
зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в
прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят
в плен ребенком, Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя
— он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг /
Развил тогда могучий слух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и
слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое
оторваностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух
возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и
неясными предчувствиями вольной жизни.
Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего
мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости
поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет —
внешнюю обусловленность его судьбы.
Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует
себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой,
слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и
духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых,
утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает
духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность
прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого
счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается
томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.
Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но
как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее
дарами, его посещает тоска.
Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность.
Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной
стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, «лермонтовский
человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути,
предлагаемые самой жизнью.
Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри».