О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ «РЕВИЗОРА»
Гоголь
мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно
большое общественно-воспитательное значение. Театр представлялся ему
«кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок». Гоголь
мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и
беспощадно карал бы смехом «плевелы» русской действительности. «На
сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть
посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так,
как смеха».
В октябре 1835 году Гоголь пишет Пушкину:
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной
или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем
написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия
из пяти актов, и, клянусь — куда смешней черта!» Впоследствии Гоголь
говорил, что мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин.
Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество
провинциальных властей, их боязнь ревизора из центра - все это было
распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом
писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в
городе, от которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не
доедешь». Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество —
таковы нравы бездетного города, в который случай заносит Хлестакова.
19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялось первое представление
«Ревизора». Зал был полон «блистательной публики». Перед самым началом
представления в театр прибыл царь с наследником. Вначале в зрительном
зале раздавался раскатистый смех. Уже после первого акта,
свидетельствует очевидец, недоумение было написано на всех лицах
зрителей, сидящих в партере и ложах. Смех становился все сдержаннее. К
концу спектакля недоумение перешло в ярость. Только теперь понял
истинный смысл «Ревизора» и Николай I. Выходя из ложи, он заметил:
— Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!
Реакционная критика начала неслыханную свистопляску вокруг имени
писателя. Его гениальную комедию стали третировать в печати как «грязное
творение», как глупый фарс, недостойный искусства и ничего общего не
имеющий с действительностью.
В демократическом лагере комедию Гоголя встретили восторженно. В.
В. Стасов рассказывал: «Все были в восторге. Мы наизусть повторяли друг
другу... целые сцены, длинные разговоры оттуда...»
25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве, на сцене
Малого театра. Критик Белинский приветствовал в «Ревизоре» «истинно
художественное произведение», а впоследствии неутомимо пропагандировал
его. Историческую заслугу Гоголя Белинский видел в том, что он
осуществил поворот русской драматургии к социальной теме, к изображению
реальных процессов русской действительности. Гоголь продолжал
дорабатывать пьесу. В окончательном тексте 1842 года появляется
знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
Именно в этом издании впервые был предпослан комедии сатирический
эпиграф («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), была изменена и
дополнена немая сцена, завершающая комедию.
Гоголь понимал, что успех драматургического произведения зависит
во многом от актера, от того, как правильно и глубоко проникнет он в
замысел автора. Писатель не уставал разъяснять актерам, как надлежит
играть пьесу, подчеркивал при этом очень важную мысль, что герои,
которых они воплощают, — самые обыкновенные люди, не исключение из своей
среды, а самые типичные их представители.
Позднее, в 1846 году, в разгар работы над «Выбранными местами из
переписки с друзьями» Гоголь написал «Развязку "Ревизора"». В ней он
сообщал, что под провинциальным городом он подразумевал «душевный город»
человека, под видом чиновников «бесчинствуют наши страсти», а Хлестаков
— это «ветреная светская совесть». Гоголь придал «Ревизору»
аллегорическое толкование, «Пестрая куча толков», вызванная появлением
«Ревизора», произвела на Гоголя тягостное впечатление. «Теперь я вижу, —
отмечает он в письме к Щепкину, — что значит быть комическим писателем.
Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а
целые сословия...»
Гоголь принимает решение уехать за границу. Он надеется там отдохнуть, поправить здоровье...
По книге С. Машинского «Гоголь»
Вопросы и задания
1.
О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в
Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что
изменилось в окончательной варианте 1842 года?
2. Какую оценку пьесе дал В. Г. Белинский? Какую «развязку» впоследствии придумал Н. В. Гоголь к «Ревизору»?
3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?