Отдел языкознания,
занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией (греч. lexikos - словарный и grapho - пишу).
Различаются словари двух
типов: энциклопедические (например, Большая советская энциклопедия.
Большой энциклопедический словарь. Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия, философский словарь и т.п.) и филологические (лингвистические). В первых объясняются понятия,
явления, сообщаются сведения о различных событиях, во вторых объясняются слова,
толкуются их значения. Энциклопедическими могут быть и лингвистические словари,
например: «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой
вышел в 1990 г., а в 1997 г. издан под ред. Ю.Н. Караулова словарь «Русский
язык: Энциклопедия».
Лингвистические словари в
свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при
изучении иностранного языка, в работе над переводом и т.д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого
же языка.
В слове различаются его
звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл,
значение.
Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. исторически закрепленная в
сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или
явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка
и являющееся элементом общей семантической системы словаря».
Значение слов отражает не
всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них,
которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это
птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность
летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности
преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других
животных, например млекопитающих.
Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен
прилагательных в современном русском языке являются следующие:
1) -ив- и производные от
него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый
и т.п.; суффикс -ив- непродуктивен в современном языке, а
производные от него -чив-, -лив- являются весьма
продуктивными;
2) -ост-, -ист-: глазастый,
губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый,
глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют
много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного
высказывания. Это очень важное умение, оно не раз пригодится в жизни: в
повседневной школьной практике, и при подготовке к ГИА в 9 классе, и на
экзамене в 11 классе (задание А27 тоже выполняется на основе сжатия
текста).
Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании
этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это
нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план,
конспект, отдельные упражнения).
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.