Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять
запад Малой Азии еще в XV—XIV вв. до н. э. Переселение в Малую
Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в
новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на
северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло
землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).
Война с Троей требовала большой армии, а следовательно,
объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на
Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным
царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.
Незадолго до 1200 г. до н. э. Троя была полностью
разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно
этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.
Н. С. Лесков — новый и совершенно незнакомый шестиклассникам
писатель. С чего в этом случае следует начать учителю? Способов
познакомить учащихся с писателем много. Один из них — сообщить
краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на
сложном и противоречивом пути писателя.
Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как
постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном
именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется
опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские
годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась
частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по
России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков
хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую
памяти.
«Ночь перед Рождеством» Беседу
о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том,
почему сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на
хуторе близ Диканьки». Учитель коснется своеобразия композиции
этого произведения, а также истории его создания. В связи с этим
можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни в
Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к
украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на
Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь
зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в
Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь
атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.
«Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с
радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев
после своего приезда в Петербург.
М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»
Два стихотворения Лермонтова предложены для изучения и несколько —
для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так:
один урок — вступление и работа над стихотворением «Парус», другой
— работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий
урок — чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике
(или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная
последовательность.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА А. С. ПУШКИН
«Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»
В
работе над произведениями Пушкина школой накоплен немалый опыт, поэтому
нет необходимости здесь говорить подробно о содержании уроков.
Материал учебника дает богатые возможности организовать
самостоятельную работу учащихся. Вступительная статья может быть
прочитана в классе. Привлечение коротких, 1—2-минутных сообщений
учащихся, например, о чтении Пушкиным на экзамене стихотворения
«Воспоминания в Царском Селе» (Полн. собр. соч. В 10 т. — М., 1958. — Т.
8. — С. 65); рассматривание
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.