Н. В. ГОГОЛЬ
«Ночь перед Рождеством»
Беседу
о повести «Ночь перед Рождеством» можно начать с рассказа о том,
почему сборник, куда вошло это произведение, назван «Вечера на
хуторе близ Диканьки». Учитель коснется своеобразия композиции
этого произведения, а также истории его создания. В связи с этим
можно коротко рассказать о детстве писателя, его жизни в
Петербурге, интересе к украинскому фольклору. Обращение Гоголя к
украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на
Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь
зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в
Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь
атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.
«Здесь так занимает всех все малороссийское…» — с
радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев
после своего приезда в Петербург.
В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена
поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро,
непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость,
жизнерадостный юмор.
Вступительное слово учителя может быть завершено чтением
статьи в учебнике, а также короткими сообщениями учащихся (на
две-три минуты), которые заранее подготовлены дома по книгам И.
Золотусского «По следам Гоголя» (М.: Детская литература, 1984), главы:
«Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер «Рассказы о
русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др.
Варианты изучения повести Гоголя могут быть разными.
Учитель может подробно остановиться на истории создания повести, а
также жизни писателя в Петербурге, что поможет учащимся в
какой-то степени «войти в повесть». Другой вариант — чтение
и
изучение повести сразу, если учащиеся уже знакомы с историей ее
создания, так как в V классе они изучали одну из повестей
«Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Заколдованное место». В любом
случае изучение повести будет проходить «вслед
за автором».
При чтении повести «Ночь перед Рождеством» встречается
довольно много незнакомых слов. Обращается внимание учащихся на
то, что в предисловиях к I и II частям сборника даны «по азбучному
порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Некоторые
из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены
короткими репликами при чтении.
Во время рассказа учителя можно было бы показать
репродукции картин А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина
«Вечорницi» и др., которые дадут возможность лучше представить
обстановку и место действия, одежду и обычаи украинского народа.
Текст повести обязательно должен звучать в классе. Это
поможет почувствовать особенности стиля Гоголя. При чтении нужно
не только выделять главное в поведении героев, но и обращать
внимание на поэтичность и обаяние картин украинской природы, а также
юмор, которым пронизано все произведение Гоголя.
В классе учитель может прочесть три главки с краткими
комментариями (до слов: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось
холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое…»).
Далее можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно цитатами из текста. Например:
1. «Черт украл месяц».
2. «Два кума отправились в дорогу».
3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка».
Учащиеся
продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно
знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план
всей повести.
На дом предлагается прочитать следующие пять частей (до слов:
«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни…») и озаглавить их.
Выбрать одну из сцен и подготовить художественный пересказ.
Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся
читают следующие пункты плана и вносят свои поправки. Приводим
примерные названия прочитанных частей:
4. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как
добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту; но
мешков не тронула».
5. «Больно поколотил проклятый кузнец!»
6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»
7. «Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти
повалился на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе».
8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…»
Следующий этап урока — художественный пересказ отдельных сцен:
«Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые
обитатели села» и др.
Выполняя эту работу, ученик определит начало и конец
художественного пересказа, самостоятельно выделит отдельные
художественные детали, сосредоточит внимание на элементах
характеристики героя.
Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии:
1. С какими героями познакомились вы в прочитанных главах повести? Опишите одного из них.
2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках?
3. Найдите портрет Оксаны. Перечитайте эти строки. Рассмотрите
иллюстрации Ю. Лебедева или А. Каневского. Какой момент запечатлел
художник? Озаглавьте иллюстрацию словами текста.
4. Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Почему черт поклялся мстить ему?
5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал своей хаты?
Дома ребята читают повесть до слов: «Сначала страшно
показалось Вакуле» — и озаглавливают прочитанные части. Выбирают
один из диалогов для выразительного чтения в классе.
На третьем уроке учащиеся продолжают озаглавливание сцен и составление плана.
Примерные названия частей:
— «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете».
— «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку».
— «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении».
Далее в выразительном чтении звучат диалоги, выбранные
учащимися заранее: разговор Чуба и кума по дороге к дьяку, Оксаны
и Вакулы, Чуба и Вакулы, Солохи и ее поклонников и др.
После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к
сцене «Вакула у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см.
задание в хрестоматии).
В оставшееся время можно провести работу с иллюстрациями.
Учащиеся рассматривают иллюстрации разных художников: Ю. Лебедева,
А. Каневского, М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на
рисунке? Какими словами можно озаглавить? Иллюстрации какого
художника понравились больше и почему? Какие устные иллюстрации
можно было бы создать? Работа завершается описанием одной из
иллюстраций.
Дома учащиеся дочитывают повесть до конца, завершают
озаглавливание ее частей, выделяют происшествия и приключения
героев, которые можно было бы назвать комическими, и думают над тем,
что при чтении вызвало смех.
На четвертом уроке завершается работа над планом.
— «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…»
— «Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица».
—
«…Еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он
выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос
зеленою краскою с красными цветами».
План читается с начала и до конца.
Естественным продолжением урока явится беседа по вопросам
хрестоматии. Беседа поможет уяснить, как понята повесть, и
подведет учащихся к осознанию итоговых вопросов:
1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила?
2. Какие народные легенды использовал Гоголь в «Ночи перед
Рождеством»? Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в
известных вам сказках. В чем, по-вашему, их различие?
3. В
повести «Ночь перед Рождеством» много пословиц и поговорок…
Вспомните, когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется
народный характер повести?
4. Найдите в повести слова и
выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой,
по-вашему, вывод можно из этого сделать?
5. О каких народных обрядах рассказывает Н. В. Гоголь в повести и какими песнями сопровождались эти обряды?
Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести.
На протяжении всех уроков учитель постоянно обращал
внимание на юмор произведения Гоголя. На четвертом уроке отводится
специально время для осознания природы юмора, его специфики.
Учащиеся называют, а затем читают найденные ими
юмористические
сцены, например: «Возвращение Чуба в свою хату», «Поклонники у
Солохи», «Вакула у Пацюка», «Как были найдены Чуб и дьяк»,
«Встреча Чуба с Головою» и др. Шестиклассники пытаются определить,
что вызывало при чтении этих сцен смех. Далее читается в учебнике
определение юмора, после чего предлагается найти в повести «Ночь перед
Рождеством» примеры:
1) неожиданных поступков или слов героев;
2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия.