Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Преподаватель русского языка и литературы Цикаришвили И.В.
Здоровье
человека — тема достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она
становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников
вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его
социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во
многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17
лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в
учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В
то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и
развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм
ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии это система, создающая максимально возможные
условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования и преподавателей и учащихся, но прежде всего –
учащихся.
Здоровьесберегающие
технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия
жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Русский
язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках
учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и
поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От
соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения
урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в
процессе учебной деятельности.
Для
повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, кроме
того, определять и фиксировать психологический климат на уроке,
проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся
правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием
в течение урока.
Обязательное
условие эффективного проведения физкультминуток – положительный
эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как
бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее,
наоборот.
Однако не только
важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы
сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что
здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого
и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории,
технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Концепция здоровьесберегающего обучения выстраивается следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет
особенностей класса (изучение и понимание человека); создание
благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов,
способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных
видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И
чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в
педагогической деятельности, необходимо применять образовательные
технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Личностно-ориентированные,
где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь
обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных
возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления
гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов
учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и
оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет
положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в
сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на
свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают
благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют
формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня
психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои
уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей
учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать
слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с
трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление
быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше
Здоровьесберегающие
технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия
жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной
формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором
должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению
данной проблемы.
Каждый новый
урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в
формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно
конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами уроков должны выступать:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность
этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное
благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы
от приветствия до прощания.
На
уроках русского языка необходимо использовать для лингвистического
анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты,
пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.
Изучение
числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям
об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в
разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Изложенная выше разработка показывает, что внедрение
в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах.
Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит
раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического
творчества.