«Наша молодежь любит роскошь,
она дурно воспитана,
она насмехается над начальством
и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами;
они не встают,
когда в комнату входит пожилой человек,
перечат своим родителям.
Попросту говоря, они очень плохие». Сократ
Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему до V в. до нашей эры. Но как они актуальны сегодня, и не просто актуальны, а злободневны.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и
социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации сети
Интернет, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и
социализирующее воздействие этой информации (не всегда позитивное)
нередко доминирует в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером
присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. С одной
стороны системность, последовательность, традиционность, с другой -
клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой. Этот
конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и
миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни,
моральной неустойчивости.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих
запретов сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых.
Растущий человек не включается в посильное для него решение реальных
проблем, что приводит к нарушению процессов взросления.
Популярность виртуальных форм общения ослабляет связи между
детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми, что приводит к
самоизоляции детства. В результате за ростом агрессивности, жестокости,
цинизма, грубости на самом деле скрываются страх, одиночество,
неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Традиционные ценности были разрушены, когда модель воспитания
была переориентирована с коллективистской на индивидуалистическую.
Произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к
окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Снизилась ценность
других людей, и на первый план вышло переживание и позиционирование
себя, вследствие чего в обществе стал распространяться эгоизм, теряется
чувство гордости за свою страну.
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг»,
ныне обесценены. Но патриотические убеждения не навязывают. Их надо
воспитывать. Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий
процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить
степень их искренности и устойчивости; сложно учитывать все факторы,
влияющие на их становление. Однако назрела острая необходимость
создания воспитательной системы, адекватной новому времени.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян. Крючков В.
Так хочется, чтоб наши дети
Сказали бы все, как один:
«Я – нашей великой России
Пусть маленький, но Гражданин!»
Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.