Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество
психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер
развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
Наследственности (т.е. природных задатков);
Социокультурной среды;
Деятельности ребёнка.
Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.
• Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий. • Одарённые дети встречаются крайне редко.
Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
1. Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей.
Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению
языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию;
подростки же – к различным формам поэтического и литературного
творчества.
2. Под влиянием смены возраста, образования,
освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может
происходить « угасание» признаков детской одарённости.
3.
Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности
психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез
или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и
письменной речи; высокий уровень специальных способностей может
сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним
признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим –
как отстающий в психическом развитии.
4. Проявление детской
одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом
более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных
способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим
статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах
деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию)
по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
Признаки одарённости.
Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
Способны
долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном
деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
В общении
между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг
друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
Развито
чувство справедливости. Они одинаково сильно реаги-руют на увиденные по
телевизору и испытанные лично неспра-ведливости.
Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
Если
одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить
со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Виды одарённости.
В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
В
познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость раз-личных
видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области
естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
В
художественно- эстетической деятельности – хореографическую,
сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную
одарённость.
В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных
отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д:
издатель-ский центр «МарТ», 2000. 2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004. 3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.