Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 26.12.2024, 23:37
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » Классное руководство » Классное руководство

Как победить чувство страха перед экзаменом?

Как победить чувство страха перед экзаменом?

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым событием. Иногда у человека, которому предстоит пройти проверку своих знаний, этот эмоциональный процесс очень ярко выражен. Более того, у многих учащихся можно наблюдать необоснованную боязнь по отношению к сдаче экзаменов. Что вызывает подобное психологическое состояние? Какие могут быть последствия? Почему это происходит? Как уменьшить страх перед экзаменом или избавиться от него?

Как часто среди учащихся можно услышать фразы «Я не сдам этот экзамен» , «Она меня завалит», «Я боюсь». Тут вспоминается утверждение одного из моих преподавателей: «Как только Вы заходите в аудиторию на экзамен, Вы напрочь забываете все, что учили. Получаете свою «неудовлетворительно», выходите, и с криком «я же знал» бьете себя ладошкой в лоб, так как действительно к Вам возвращаются все Ваши знания». И она права. Страх под начало экзамена настолько заполняет разум, что места знаниям там уже не остается, они отходят на «второй» план. Каждое «Я не сдам» это еще одна доля страха, еще одна «вытесненная» мысль знания, которая, вероятно, попадется ему в экзаменационном билете. Боязнь сдачи экзаменов – это нервозность, раздражительность, бессонница, рассеянность, «потерянность», пессимизм. Последствия очевидны. Подготовка к экзамену проходит весьма затруднительно – материал плохо усваивается/запоминается, появляются посторонние дела, снижаются способности к анализу материала, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать, ощущение «пустоты».

Попробуем определить предпосылки к страху перед проверкой знаний. Конечно же, разумным будет в этом месте вставить прямое обращение к учащимся: «Учитесь!». Первый повод для паники – осознание недостаточного знания по дисциплине для получения необходимого балла на экзамене. Как любят говорить преподаватели: «Пропущенный и неусвоенный материал – это снежный ком, который к экзамену Вас может просто «раздавить»». А страх – это тот климат Вашего состояния, при котором снег не тает. Далее, куда более сложная причина страха – человеческий фактор в образовании. Ни для кого не секрет, что у многих преподавателей есть «любимчики», а иногда и наоборот. Первым как раз проще сдать экзамен – им зачастую делают «поблажки» или просто ставят «отлично». Но что делать, если преподаватель «взъелся» на Вас за стиль одежды, манеру разговора или за пропущенную пару? Скажу лишь одно – самый легкий выход из подобной ситуации – измениться в нужную сторону до сдачи экзамена. В противном случае, пока Вы будете доказывать, что Вам не честно поставили «хорошо» за великолепный и полный ответ, Вы пропустите часть следующего материала в образовании, либо куда позже поедете отдыхать от учебы. Однако у Вас всегда есть выбор – можно подойти к преподавателю с вопросом «Почему Вы занижаете мне оценки?» или «Что нужно сделать, чтобы мои знания оценивались по 5-бальной шкале, а не по 4-бальной?». Далее, к сожалению, ход разговора предсказать я не могу. Однако когда я воспользовался в подобной ситуации вопросом к преподавателю №1, выяснил, что учитель таким образом (занижением оценок) решил «сбить» мое тщеславие и «я все могу», поскольку преподаваемую им дисциплину я знал очень хорошо. В ходе разговора мы договорились о факультативных занятиях с последующим моим выступлением на городских/региональных олимпиадах. Когда же я занял по этой дисциплине 1е место, в журнале были одни «отлично». Следующая предпосылка к ухудшению качества образования из-за страха абсолютно не зависит от учащегося – это отношение родителей к его успехам. Если родители готовы кричать, наказывать, а может даже и применять физическую силу, разумеется, это станет твердым фундаментом для страха. Воспитывать и наказывать надо во время образовательного процесса, а не когда уже все пропущено, и подошло время проверки знаний. Сюда же можно отнести проблему, когда ребенок боится сообщить родителям о том, что он не может усвоить материал, хотя старается. Как результат – не нанятый вовремя репетитор по дисциплине, никакой поддержки ребенку, экзамен на «неудовлетворительно». Далее следуют 2 частных причины, относятся они к разным возрастным группам. До 9 класса существует страх оказаться худшим в группе – ведь тогда и отношение в группе к данному человеку может измениться. После 9 класса и на протяжении дальнейшего получения образования существует боязнь «завалить» очередную итоговую работу (ЕГЭ, зачет, экзамен, курсовую) и лишиться шанса поступить в престижное образовательное учреждение/«вылететь» с образовательного учреждения.

Несомненно, каждая из вышеописанных проблем имеет место в современных системах образования, и их необходимо решать. Чтобы определить, с чего же начать, следовало бы установить порядок устранения страха у учащихся согласно интенсивности той или иной причины в наши дни.

Как же решить проблемы с «вытеснением знаний» столь сильным эмоциональным процессом, приводящим к безграничному перечню отрицательных последствий? Когда Вас пугает сам предмет проверки знаний, главное – не отчаиваться. И это не значит, что нужно все 3 ночи перед экзаменом не спать, а «зубрить» учебники. Достаточно подтянуть свои знания (в дневное время), выяснить интересующие моменты у знающих людей, и самое важное – быть как можно более уверенным в себе. Утверждая «я не сдам» Вы лишь увеличите чувство страха, забыв ключевой момент знания в той или иной дисциплине. Преподаватель как «источник страха» - «человеческий фактор образования» в России начал искореняться вводом системы ЕГЭ – хотя я не считаю это правильным шагом, но что сделано, то сделано. Тем не менее, решение данной проблемы уже было озвучено; как и обращение к родителям учащихся для устранения проблемы страха с их стороны. Выход из проблемы страха перед отношением к вам сверстников – перед очередной проверкой знаний убедить себя, что Вы получите за эту дисциплину балл не ниже «хорошо», пересилить свои страхи, и, получив оценку, распрощаться навсегда с проблемой этой статьи!

Чтобы ни было описано, и где бы это ни было описано, образование это Ваша часть жизни – Вам решать, как Вы ее проведете, с какой психологической окраской и с каким отношением к данному периоду в жизни. Следовательно, и решение проблемы страха полностью принадлежит Вам. Помните: «Выбор есть всегда», нужно лишь умело им пользоваться. А выход из сложившейся ситуации найдется!

Категория: Классное руководство | Добавил: Школа1 (09.12.2012)
Просмотров: 2906 | Рейтинг: 5.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.