"Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади
Вопросы воспитания, обучения и развития
личности остаются одной из главных проблем
современного общества. Цель воспитания
школьников - создание условий для формирования и
развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной,
интеллектуальной, социально активной, успешной,
гуманной. Воспитание растущего человека как
формирование развитой личности составляет одну
из главных задач современного общества и
общество возлагает эту задачу на школу. Школа –
это место, где до ребенка и его проблем хоть
кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень
важная миссия - быть классным руководителем.
Классный руководитель – ключевая фигура в
воспитательной деятельности образовательного
учреждения, он является организатором
воспитательного процесса. Воспитание детей –
рекордно сложное занятие, самое запутанное из
всех видов творчества. Это творение живых
характеров, создание необыкновенно сложных
микромиров. К воспитанию детей стоило бы
относиться, как к самой важной из всех земных
профессий.
Основное назначение классного руководителя –
создание условий для раскрытия потенциала
талантов ребенка, для их максимального развития,
для сохранения неповторимости личности каждого
ученика, для нормального умственного, духовного
и физического совершенствования.
Работа классного руководителя -
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность. Свою деятельность классного
руководителя я строю на основе программы
воспитания образовательного учреждения, анализа
предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно - ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе. При планировании
воспитательной деятельности обязательно
принимаю во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я
считаю, что воспитание только тогда эффективно,
когда происходит совокупность применения
методов: убеждения, примера, соревнования,
поощрения.
В своей работе руководствуюсь "Десятью
заповедями воспитания” В.А. Караковского:
1. Главная цель воспитания – счастливый
человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является
интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом
помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги
ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно
быть системным.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны
лучше.
Цель программы: воспитание и
развитие свободной, талантливой, физически
развитой личности, обогащенной научными
знаниями, готовой к созидательной трудовой
деятельности и нравственному поведению. На
основе этого, мной, как классным руководителем на
протяжении последних двух лет решались
следующие воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к малой Родине, семье,
природе родного края, народным традициям.
- Учить доброте, милосердию, отзывчивости,
толерантности.
- Воспитывать интерес к учебе, стремление
повышать качество своих знаний, способствовать
развитию нравственного и духовного мира детей.
- Учить самостоятельности, умению отвечать за
свои поступки, нести за них ответственность.
- Формировать правосознание ученика, гражданскую
позицию.
- Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к
физкультуре и спорту.
- Организовывать сотрудничество и
взаимодействие обучающихся, учителей и
родителей.
Воспитание в каждом ученике порядочности,
трудолюбия, милосердия, гражданственности,
толерантности, активной жизненной позиции,
бережного отношения к природе, охрана
культурного наследия – вот ведущие ценности,
которыми я руководствуюсь в своей работе.
Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в
воспитательном процессе реализую направления
программы: "Наша Родина”, "Человек”,
"Здоровье”, "Семья”, "Труд”, "Культура”,
"Труд”.
Основные положения моей воспитательной
системы:
- Индивидуальный подход в воспитании.
- Творческий союз с родителями,
учителями-предметниками, администрацией,
организатором.
- Системность в работе.
Опираясь на эти положения, проанализирую
реализуемую мной воспитательную программу.
1. Индивидуальный подход в воспитании. С
данным классным коллективом работаю седьмой год,
поэтому дружный коллектив уже сформирован, я
знаю особенности характера и развития каждого
ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы
подбирались и подбираются мероприятия
разнопланового характера, чтобы они были
интересны и понятны каждому, чтобы они оставили
след в душах, заставили задумываться над
многообразием окружающего мира, учили любить,
сострадать, уважать, критически относиться к
человеческим порокам, помогать сделать
правильный выбор в жизни: стать ее активным
участником, а не праздным созерцателем. Дети в
классе организованны, ответственны. В нашем
маленьком рабочем коллективе сложились добрые
отношения, ребята понимают, доверяют, уважают
друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть
недостатки, признавать их и исправлять, мягко
подсказывать друг другу. На своём опыте я
убедилась, что чувство "мы – единое целое”,
"мы – коллектив” возникает только в делах,
которые мы организовываем все вместе. Увлекаю
конечным результатом, стараюсь научить ребят
быть творцами, а не только исполнителями,
распределяя ответственных за то или иное дело,
учитывая их силы и возможности. Советую, как
лучше выполнить порученное дело, что для этого
нужно узнать, где подобрать необходимый
материал, как лучше сделать и помогаю при
необходимости. Это даёт возможность каждому
приобрести опыт общественной жизни и общения с
людьми. Каждое проведенное мероприятие
обсуждается, отмечаются реальные успехи
проведения, не замалчиваются и недостатки – это
позволяет подготовить следующее мероприятие на
более высоком уровне.
2. Творческий союз с родителями,
учителями-предметниками, администрацией,
организатором. Одним из важнейших социальных
институтов воспитания является семья. Часто
говорят о единстве семьи и школы в воспитании
ребят. Но на практике бывает иногда трудно
достичь этого единства. Трудность заключается в
том, что родители – взрослые люди, которые имеют
свои взгляды, закрепленные стереотипы, например,
такие как: "я и так все знаю” - отрицание
возможности приобретения нового опыта. Работа с
родителями – это совершенно отдельная и
самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как
классного руководителя, и родителей
предполагает всестороннее и систематическое
изучение семьи, знание особенностей и условий
семейного воспитания ребенка. Я использую в
работе как групповые (родительские собрания), так
и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания,
консультации, посещение семьи) формы работы с
семьей, анкетирования, практикумы, разработка
памяток, семинары родителей по обмену опытом
воспитания и др. Стилю общения с родителями
придаю большое значение. Формы общения с
родителями – диалог, сотрудничество,
толерантность. Я строю отношения с родителями
на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что
бы расположить ребёнка к себе, направить его в
нужное русло, прежде всего я должна понимать и
уважать его родителей! Я привлекаю родителей к
участию в воспитательном процессе в
общеобразовательном учреждении, что
способствует созданию благоприятного климата в
семье, психологического и эмоционального
комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Родители частые гости и помощники в моем классе.
Я прекрасно понимаю, что работа одного
классного руководителя - "спектакль одного
актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без
поддержки администрации, других учителей,
работающих с классом. Наши воспитательные
действия должны быть едины, должны
дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в
курсе всех возникающих проблем между учителями и
своими детьми. Это еще одно условие для
личностного развития ребенка. Мне в своей
практической работе приходится координировать
взаимодействие учителей-предметников и учащихся
для того, чтобы образовательная программа была
освоена школьниками в том объеме, который
соответствует их возможностям. В современных
условиях классный руководитель призван
постоянно работать над повышением успеваемости
и развитием познавательной активности учащихся.
Необходимо стимулировать у детей интерес и
любовь к знаниям, добиваться улучшения качества
обучения, прививать учащимся навыки
самообразования. Достигаю этого путем включения
учащихся своего класса в систему внеклассной
работы по предметам: разнообразные элективные
курсы, выпуск предметных газет, совместная
организация и участие в предметных неделях,
тематических вечерах.
3. Системность в работе. В моей деятельности,
как классного руководителя, форма
воспитательной работы является той
первичной клеточкой, из которой
складываются будни и праздники нашей классной
жизни. Конечно, невозможно найти ту форму,
универсальную и годную на все случаи жизни с
любым классным коллективом. Одной из главных
форм внеклассной воспитательной работы считаю
классный час. Классный час является прямой
формой моего общения с учениками. Провожу
различные виды классных часов: классное
собрание, воспитательный час, диспут,
анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и
др. Мероприятия планирую совместно с учащимися,
но иногда провожу экстренное собрание или
заменяю форму проведения классного часа по каким
то причинам. Классный час это форма
воспитательной работы, при которой ученики
принимают участие в специально организованной
деятельности, способствующей формированию у них
системы отношений к окружающему миру. Функции
классного часа различные: просветительная,
ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое
внимание мной уделяется воспитанию
гражданственности и формированию гражданского
самосознания, ведь по мнению психологов,
подростковый возраст является наиболее значимым
для формирования гражданского самосознания.
Именно в подростковом возрасте появляется
самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в
своём труде "Рождение гражданина” говорит:
"Школьник, сидящий за партой, становится
гражданином, когда видит перед собой путь, по
которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше
возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как
классного руководителя - создать условия для
формирования гражданского самосознания
подростка-человека и гражданина. Серьезный
участок деятельности классного руководителя -
организация труда и нравственного воспитания
учащихся. Ему необходимо продумывать систему
трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с
работы по самообслуживанию и кончая приобщением
к производственно-трудовой деятельности, а также
включать их в общественно полезную работу.
Участие в различных видах трудовой деятельности,
если она правильно организуется, способствует
формированию у учащихся нравственных качеств:
стремления приносить пользу обществу и себе,
дисциплинированности, товарищества, понимания
своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая
деятельность классного руководителя имеет более
широкие горизонты. Внеклассная работа должна
использоваться для включения учащихся в
различные формы морально-познавательной
деятельности, для проведения дискуссий на
моральные темы, а также обсуждения отдельных
событий в жизни класса, позволяющих в своей
совокупности глубже осмыслить вопросы
нравственности. В целях морального воспитания
применяю формы культурно-массовой и
художественно-эстетической деятельности
учащихся, а также большая краеведческая работа,
систематически проводимая все эти годы. В моём
арсенале имеется система классных часов,
целью которых является – воспитание
нравственности. Обеспечение необходимого уровня
физического развития и физической
подготовленности через систему спортивной и
физкультурно-оздоровительной работы: участие в
городских спортивных мероприятиях, участие в
общешкольных Днях здоровья, развитие семейных
форм занятий физической культурой. Здоровье - бесценное
достояние не только каждого человека, но и всего
общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам
наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла
стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой
педагогики и психологии Воронежского областного
института повышения квалификации и
переподготовки работников образования) -
Похвалите меня!
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
"Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
"Похвалите меня, похвалите!”
И поняла, что буду использовать его в общении с
детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет
немаловажную роль в жизни каждого человека, не
взирая на его возраст, но эти строки помогли
осознать всю глубину такого стимула, как похвала
и понять, что только с помощью похвалы можно
добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне
роста своих возможностей.
Анализируя, проделанную работу могу сказать,
что в основном поставленных целей мы, как
классный коллектив, добились. Несомненно, нужна
еще корректировка некоторых вопросов, но до
выпускного бала у нас еще есть время, а главное
силы, возможности и энтузиазм.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними
я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это
они научили меня, что все, происходящее в моей
жизни, должно быть по возможности доступно им,
иначе не будет доверия и открытости с их стороны.
Многие наши беды, а детские тем более, происходят
именно оттого, что нет рядом людей, которым можно
открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и
стремилась стать для своих учеников тем
человеком, к которому они могли бы обратиться со
своими трудностями, проблемами. Исходя из этого
компонентом в моей философии выходит просто
человеческое: помочь, понять, посочувствовать,
поговорить по душам. Такая помощь может включать
совет, доброе слово или невербальные формы
поддержки, которые играют огромную роль в нашей
жизни. Быть нужной и полезной для детей очень
важно для меня.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они
покинут стены школы, но я верю, что мои ребята
будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми,
смогут согревать окружающих своим теплом, что
наши отношения останутся теплыми и
доверительными.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они
покинут стены школы. Но на смену им придут
малыши-пятиклассники. И снова все повторится
сначала…
Классное руководство стало для меня
потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно
наполнило мою жизнь новыми впечатлениями,
эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно
позволяет мне наполняться энергией и расти
вместе с детьми!