С именем Толстого школьники встречались в самом раннем детстве.
Вспомним вместе с учащимися их первые встречи с этим большим писателем.
Когда это было впервые? Какие еще его произведения были прочитаны вами в
школе? Какой герой Толстого заставил задуматься над каким-то важным для
вас вопросом? Далее под руководством учителя последует чтение статьи о
писателе, рассказ учителя о нем, сообщения учащихся о том, что им
известно по самостоятельному чтению, затем осмысление того, как важен
для Толстого период детства.
Как отразились впечатления детства в произведениях писателя?
Почему так важна была для него Ясная Поляна? В седьмом классе школьники
познакомятся с отрывками из повести «Детство»: «Классы», «Наталья
Савишна». В процессе чтения семиклассникам важно осмыслить
взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье. Душа главного героя
— Николеньки открыта всем впечатлениям детства, ив то же время он умеет
анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.
Прочитать небольшие главы из «Детства», продумать, чем интересен
характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми,
ответить на вопросы, предложенные в учебнике, рассказать текст
прочитанного, дать характеристику герою, поделиться впечатлениями о
самостоятельно прочитанной повести «Детство» во внеурочное время — вот
примерный ход работы по этой теме.
К этим главам немного иллюстраций, но и о них учащиеся смогут
поговорить, высказать свои суждения, соотнести их с текстом Толстого.
Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?
Понаблюдаем внимательно вместе с учащимися за тем, как
рассказывает герой об одном из эпизодов, когда он был наказан: «Карл
Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это
упрямство, кукольная комедия (это было его любимое слово), угрожал
линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог
слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость,
он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».
Николенька слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл
Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей
учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька? «Я
сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович,
которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять
отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить
между ними согласие».
Разговор о преданности Натальи Савишны вызывает размышление героя
о том, какая это была чудесная старушка, что «вся жизнь ее была любовь и
самопожертвование». «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к
нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был
благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов, а что, счастлива ли
она? довольна ли?» Сцена со скатертью кончается обидой, потом извинением
Натальи Савишны, затем раскаянием Николеньки: «У меня недоставало сил
взглянуть в лицо доброй старушки; я, отвернувшись, принял подарок, и
слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда...»
Важно, чтобы школьники всерьез задумались над вопросами: как
проявляются характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне
автор и читатель? Как приходит к герою раскаяние? Художественный
пересказ небольших фрагментов и подготовленное школьниками
комментированное чтение помогут им осмыслить, как происходит духовное
совершенствование героя и что Толстого интересует не столько поступок,
сколько его нравственный смысл.
В новое издание учебника-хрестоматии для седьмого класса и в
«Российскую школьную хрестоматию» для внеклассного чтения (7-й класс)
включены и другие главы из «Детства», поэтому школьники могут
подготовить рассказы о новых героях (о маменьке, например).
Появится материал для рассуждений по поводу того, что Толстого
интересует не столько поступок, сколько его нравственный смысл. Важно и
рассуждение писателя о том, какое огромное значение имели чувства,
пережитые в детстве, и какой огромный след оставили они в его душе.
Могут ли семиклассники проанализировать собственное восприятие
прочитанного и чувства, вызванные им?
Семиклассники отмечают особенности речи героев. Это полезно для
того, чтобы вернуть незаслуженно забытые слова в нашу разговорную речь.
Затем, описывая дом своего раннего детства, вспоминают отношения со
взрослыми, которые их радовали или огорчали. Учащиеся в этом возрасте
могут всерьез осознать, что каждый поступок, встреча, разговор у
человека думающего рождают размышление, сомнение, радость или огорчение,
критическое отношение прежде всего к себе. Школьники могут включить в
сообщение слова и выражения из повести «Детство»: не в духе, вытвердить,
учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный, привязан,
потакать во всем, льстить, сочувствовать, восстановить согласие,
рассердиться.
Рассказывая о героях «Детства», размышляя над тем, как относился
Толстой к детям, как много свидетельств особого отношения к ним со
стороны писателя (и беседы, и создание школы для яснополянских детей,
создание «Азбуки», детских книг и т. д.), учащиеся оценят еще одну из
важнейших сторон деятельности великого русского писателя.
Как относился Толстой к писательскому труду? Что характерно для его стиля? Каково его отношение к творчеству других писателей?
Вот некоторые из высказываний Л. Н. Толстого о языке и литературном труде знакомых ему писателей:
«Взял историю Карамзина и читал ее отрывками. Слог очень хорош».
«У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык,
характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит
веселый смех, и по содержанию — любовь и потому знание истинных
интересов жизни народа» (письмо М. Е. Салтыкову-Щедрину).
«...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно
новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не
встречал нигде».
«Вечер читал Горького ... прекрасный язык, т. е. говор людей...» 2
Прочитать эти и другие высказывания, характеризующие отношение Л.
Н. Толстого к творчеству других писателей, их характерам, учитель
сможет и по воспоминаниям, по книгам «Русские писатели о языке»,
«Русские писатели о литературном труде» и пр. Учитель может
рекомендовать ребятам интересную книгу Игоря Смольникова «Середина
столетия»3 .
Высказывания Л. Н. Толстого о языке, вопросы и задания,
углубляющие понимание героев «Детства», способствующие работе над
характеристикой героев, над иллюстрациями произведения, над
«толстовскими эпитетами», наконец, помогающие приблизиться к пониманию
личности Толстого, школьники найдут в книге «Читаем, думаем, спорим...».