А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник»,
«Борис Годунов», «Повести Белкина»
«Дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда
впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности.
Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено
выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».
А. С. Пушкин. Из статьи «Опровержение на критики»
Александр
Сергеевич Пушкин — «солнечное имя», величайший русский поэт. С детства
знакомы его произведения и высказывания о нем, известен и любим его
внешний облик благодаря обширной пушкинской иконографии. До седьмого
класса у школьников были
И. С. ТУРГЕНЕВ. «Бирюк»1 , «Бежин луг», «Стихотворения в прозе»
«Вся
моя биография в моих сочинениях», — сказал Тургенев о себе. Что
означают эти слова писателя? Каковы особенности его работы? С какими
жанрами его произведений знакомы семиклассники? Каково значение его
творчества? Чем интересны нам произведения Тургенева и его герои? — вот
вопросы, которые будут возникать в процессе изучения этого раздела.
Непримиримостью и ненавистью к крепостной зависимости, угнетающей
личность и не позволяющей нормально и свободно развиваться, дышат его
произведения «Муму», «Бежин луг», «Бирюк» и «Бурмистр». Таким протестом в
какой-то мере была и «самая невинная», по словам Тургенева, его
статья-
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий Помещик»
Н. Чернышевский, Л. Толстой подчеркивали особую роль творчества М. Е.
Салтыкова- Щедрина, его общественное значение. Болезненно и остро
переживал будущий писатель «ужасы крепостной действительности», всем
сердцем откликался на страдания народа. Впоследствии он неоднократно
вспоминал, что «вырос на лоне крепостного права» и что крепостное право
сближало его с подневольной массой. Дальнейшая судьба — служба в
канцелярии, вятская ссылка, наблюдение за всем, что происходило вокруг, —
укрепляла его демократические, прогрессивные убеждения и взгляды.
До конца не решен вопрос исследователями о том, как появился
писательский псевдоним (щедрина — след от оспы?), однако свидетельства
об этом могут стать началом разговора о Щедрине, произведения которого,
по его словам, запрещали, сокращали, потому что они всегда были опасны
для власть имущих.
С именем Толстого школьники встречались в самом раннем детстве.
Вспомним вместе с учащимися их первые встречи с этим большим писателем.
Когда это было впервые? Какие еще его произведения были прочитаны вами в
школе? Какой герой Толстого заставил задуматься над каким-то важным для
вас вопросом? Далее под руководством учителя последует чтение статьи о
писателе, рассказ учителя о нем, сообщения учащихся о том, что им
известно по самостоятельному чтению, затем осмысление того, как важен
для Толстого период детства.
Как отразились впечатления детства в произведениях писателя?
Почему так важна была для него Ясная Поляна? В седьмом классе школьники
познакомятся с
Статей и книг, посвященных изучению
Чехова, довольно много. Так, М. Л. Семанова в книге «Чехов в школе»
обращает внимание на «самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность
его творческого метода», считает необходимым вместе с учащимися
«исследовать особенности конструкции рассказа «Хамелеон», помочь
осознать позицию автора и скрытые им в подтексте намеки, понять, что
рассказ заставляет не только «смеяться, но и задуматься, как
Произведения М. Горького появились в программах по литературе давно.
Известно, например, как широко представлены произведения Горького в
петроградской программе по истории русской литературы. Кроме того, сам
М. Горький неоднократно высказывался в печати по педагогическим
вопросам. «Учительское дело было близким Горькому на протяжении всей его
жизни», — утверждал А. Я. Роткович. Вопросам воспитания посвящаются
очерки М. Горького в «Самарской газете», просветительская работа велась
им в Нижнем Новгороде, он «открыл» А. С. Макаренко как
педагога-новатора, позднее и как писателя, переписывался с учителями,
учащимися, его живо интересовали вопросы детского чтения, он явился
создателем и редактором первого журнала для детей «Северное сияние»,
рекомендовал использование наглядности в школе, большое внимание уделял
изучению детьми устного народного творчества, пропагандировал
научно-популярную литературу — словом, его всегда интересовали вопросы
преподавания литературы в школе, чтение детей разных возрастов1.
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к лошадям»
Творчество и личность В. В. Маяковского как при жизни, так и после
его смерти постоянно вызывали споры. Высказывались диаметрально
противоположные точки зрения — от восторженного восхваления до полного
отрицания.
Споры вокруг Маяковского объясняются в первую очередь
неординарностью его поэзии как по содержанию, так и по форме, введением
его знаменитой «лесенки», необходимость которой приходилось объяснять
ему при встрече почти со всеми аудиториями. Были и другие причины,
которые порождали бурные разногласия: это заданность на определенные
темы, что сам поэт считал важным для того времени. Обратим внимание на
то, что подчеркивает профессор К. Петросов: «Маяковский, подобно
Лермонтову, жил по-особому интенсивно, всегда спешил, предчувствуя
ранний конец. Эта рожденная внутренним дискомфортом «лихорадочность»
порождала (помимо всего прочего) непонимание окружающими многих его
слов, поступков, дел и приводила подчас к творческим срывам.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.