Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с
поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная
группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю
необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести
исследование, предложив детям закончить ряд предложений:
- "Чаще всего я плохо себя веду, когда…";
- "Чаще всего я смеюсь, когда…";
- "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";
- "Чаще всего я плачу, когда…";
- "Чаще всего я злюсь, когда…";
- "Чаще всего я обижаюсь, когда…";
- "Мне хорошо, когда…";
- "Мне плохо, когда…".
Задачи:
- обсудить с родителями причин плохого поведения детей;
- добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.
Форма проведения: беседа.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить
вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему
ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации.
Предлагаю обсудить некоторые вопросы.
2. Обсуждение вопросов с родителями
- Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные
вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все
варианты на доске.
- Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
- Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты
ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в
гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется,
когда есть зрители.
- Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)
- Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда
вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется
убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить,
наказать и т. д.)
- Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты
ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в
этом виноват, что делать дальше.)
3. Обобщение ответов на вопросы
Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо
ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на
это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной
способности занять достойное место посредством самовыражения в
каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным
принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь
плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо
помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести
вам его способность проявить себя в том или ином деле.
Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы
пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику
запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое
поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что
ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять
надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует
коррекции такого поведения с нашей стороны.
4. Результат детского анкетирования
Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?
Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с
психологом исследования – самые популярые варианты окончания
предложений:
- "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит";
- "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано";
- "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки";
- "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так";
- "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят";
- "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют";
- "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня";
- "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".
5. Выводы и предложения
Педагог обсуждает с родителями полученную информацию,
привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации.
Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и
поддерживать их. |