Урок + Игра = Успех
Говоря о возможностях игры в обучении школьников, неплохо сначала
определиться с тем, что же такое игра? Можно ли четко выделить границы
игры, сказать, что вот это действие — игра, а вот этот эпизод — уже нет?
Вот, например, Василий Александрович Сухомлинский сравнил игру с
искрой, которая зажигает «огонек пытливости и любознательности«.
Существует ли прибор, который покажет, была та самая искра, или нет, а
если была, тот какой — яркой или едва заметной? Увы, такого удобного
прибора, «игрометра«, пока нет и определять наличие или отсутствие игры
нам приходится на глаз. Порой на этой почве возникают разногласия. «Тут
не было подсчета баллов« (или «дети не делились на команды« или «тут не
было победителей«), «поэтому это не игра«, говорят, оценивая некое
мероприятие одни. «Но ведь дети были так увлечены« (вариант «всем было
весело и интересно«) «поэтому это была игра«, отвечают другие.
Автор этих строк считает, что главный, коренной признак игры,
это изменение, внесение разнообразия в привычный ход событий.
Участвовать в игре, значит погрузиться в особую среду, в которой
действуют особые правила и достигаются особые цели. Выявить родство
понятий игра и изменение можно и по-другому. Есть такой способ —
доказательство от противного. Давайте зададимся вопросом, что такое НЕ
ИГРА? Представим мир, в котором нет игры. Каким он будет? Невероятно
скучным, навеки застывшим, серым и плоским, неживым. В этом мире никогда
не произойдет ничего неожиданного. Все и всегда будет одним и тем же.
Скажем, любой футбольный матч в таком мире будет всегда не только
завершаться с одним и тем же счетом, но и до мелочей будет похож на
любой другой матч. (Не зря, видно, говорят, что договорные поединки
убивают дух игры, ведь такие поединки становятся предсказуемыми).
Нельзя, конечно, сказать, что принятие идеи родства игры и
изменения все объясняет, но это, по крайней мере, многое упрощает. С
этой точки зрения к игровым компонентам на уроке можно отнести любой
нестандартный ход, начиная от необычной расстановки рабочих мест
учеников, нестандартное приветствие, новую систему оценки работы
учеников и т.д. и т.п. Из этого положения неизбежно следует
оптимистичный вывод — мы все играем понемногу.
Игра, это один из инструментов учительской профессии, инструмент,
которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения
дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково:
игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить,
оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду своего обитания.
Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение
эффективности учебного занятия и, одновременно, на развитие личности
ученика. Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности,
соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности,
свободы, способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации
их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные
навыки, «включить« творческие способности. К тому же игра способствует
психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение,
избавиться от страха и зажимов.
На этапе изучения нового материала игра поможет учителю решить
две важные взаимосвязанные задачи — заинтересовать учеников новой темой и
сделать содержание темы понятным. В этих играх часто используется прием
преобразования информации, «перевод« терминов и теорий на язык,
понятный детям, прием сравнения незнакомого с чем-нибудь известным,
активно задействуются популярные в ученической среде образы.
На этапе закрепления материала игровые технологии тоже весьма
эффективны. Дело в том, что отработка навыка в процессе игры
осуществляется учащимися особенно охотно и результативно, к тому же в
процессе игры задействуются различные виды запоминания, в том числе
моторная память.
Игра окажется полезной и на этапе контроля усвоения знаний. Ведь в
ходе игры включается механизм соревновательности, что способствует
максимальному самопроявлению участников. Положительно сказывается также и
снятие страха перед контролем знаний.
Наконец, игра поможет создать в классе и в школе благожелательную
творческую атмосферу, повысить внимание, активность и
заинтересованность учеников, организовать «обратную связь« с учениками.
Без успешного решения этих задач может «не пойти« даже самая интересная
учебная тема.
|