Использование возможностей интерактивной доски
на уроках русского языка.
Роль аудиовизуальных и
интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они
становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются
тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных
технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые
возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной
доски.
Учебник, доска, мел, карточки с
заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических
технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее
на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в
темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от
учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление»
для объяснения психических процессов, происходящих в сознании современных
детей.)
Наше выступление посвящено использованию
интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (ЕК) на уроках русского языка.
Интерактивные доски соответствуют
тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого
гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной
стимуляции.
С помощью интерактивной доски можно
демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в
процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет
использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы,
CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии
громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру и к интерактивной
доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И
со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время
урока.
Интерактивная доска – это новые
возможности.
Как обобщить и систематизировать
объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и
мышление на уроках повторения?
Один из способов решения этой
проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить
вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.
Широкие возможности открывает
использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее
подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа:
орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены
цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое
внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо
вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с
напечатанными словами, шаблонами, образцами.
Одна из задач, которую позволяют решать
интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной
культурой презентационной формы подачи материала.
ИД помогает в организации групповой и
индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного и
индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся
к активным формам работы.
Как привлечь внимание и мобилизовать
мышление и память, объясняя новый материал?
Интерактивная доска – это интерес к
излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на
уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока,
изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность
включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с
ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции
ЦОР «флэшки», картинки, видеофрагменты, музыку.
Ученик, вызванный к ИД, выполняет
задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше
практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на
проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной
доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.
Ребенок переключается с визуального
восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.
На уроке учащиеся могут услышать
звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще».
С помощью функции "УМНОЕ
ПЕРО" можно в 4 раза быстрее нарисовать геометрические фигуры, начертить
график, делать отметки поверх любого документа, даже если это прямая
видео-трансляция. Рисовать, перемещать объекты на доске можно не только любым
предметом, будь то указка или ручка, но и даже пальцами рук
Ребенок при работе с ИД не только
видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед
глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и
активно задействовать зрительную память.
Запас изобразительного и видеоматериала
при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях
можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих
ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за
сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает
необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на
доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего
просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
ИД заинтересовывает учащихся, а
в результате активизируются внимание, зрительная память, повышается
эффективность обучения.
ИД позволяет применить различные
формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий
и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом,
«мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе
текста на уроках литературы и русского языка.
Можно с учащимися отправиться с
известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники -
герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через
все испытания.
Игры, являющиеся основным методом
обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают
проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного
мышления к словесно-логическому.
С помощью ИД возможно опробовать
заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние
задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет
иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку
или текст.
Интерактивная доска прочно
вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в
достаточной степени широк.
Это великолепное дополнение к тем
технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.
В этой связи хотелось бы выделить ряд
неоспоримых достоинств интерактивной доски.
Во-первых, ИД позволяет существенно
экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях
интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.
Во-вторых, интерактивная доска дает
возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении
нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении. Подготовка
к уроку с использованием доски происходит технологично и не занимает больше
времени, чем подготовка урока с помощью других компьютерных программ. Освоение
приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря четкой структуре и
наглядному интерфейсу.
В-третьих, она позволяет качественно
строить графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и
угольника работать у обычной доски, это особенно понятно.
В-четвертых, доска позволяет
рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на
обычной доске затруднена.
В-пятых, использование материалов из
других источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку
В-шестых, возможность распечатать
материалы также создает дополнительные удобства в работе.
В-седьмых, очень важный момент связан
с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие
не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику
учебного процесса. Поэтому даже внедрение в свое время маркерных досок уже было
большим прорывом. Правда, и они имели ряд недостатков. Современная же
электронная интерактивная доска лишена этих недостатков, плюс ко всему она
эффективно работает в комплексе с целым рядом других устройств.
В-восьмых, высокое качество картинок
и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие
в детях эстетический вкус.
В-девятых, возможность выхода за
рамки школьной программы; работа с одаренными детьми.
В-десятых, оперативный контроль ЗУН и
наличие обратной связи.
И, наконец, наша доска позволяет
создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.
Отрицательные аргументы:
- большая затрата времени учителя
при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);
- здоровьесбережение, т.е. строгое
соблюдение САНПИНА учителем - предметником.
Важно понимать, что эффект от
использования интерактивных технологий во многом зависит от самого
преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
Развитие интересов каждого школьника
– это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.
Интерактивные доски, широко использующиеся в
современной школе, делают учебные занятия полезными и увлекательными как
для учеников, так и для учителей.
Лучше всего материал к уроку подготовить заранее
– это обеспечит хороший темп занятия. Файлы можно сохранить в школьной сети,
чтобы ученики других классов всегда имели к ним доступ.