ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
·
воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
·
развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
·
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
этикета в различных сферах общения;
·
совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
·
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в
различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
Реализация указанных целей достигается в процессе
совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Эффективность речи, оценка
ее коммуникативных качеств**.
Совершенствование всех видов
речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков
монологической и диалогической речи в различных сферах общения.
Использование разных видов
чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Информационная переработка
текста.
Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой,
публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их
особенности.
Культура учебно-научного и
делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата,
тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка,
доверенность, резюме).
Культура публичной речи **.
Культура разговорной речи.
языковая и Лингвистическая
(языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и
общественное явление.
Языки естественные и
искусственные **.
Основные функции языка.
Наука о языке.
Место лингвистики в кругу
научных дисциплин **.
Русский язык в современном
мире.
Формы существования русского
национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки,
арго).
Литературный язык и его
нормы, их применение в речевой практике.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Взаимосвязь различных единиц
и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Литературный язык и язык
художественной литературы **.
Лингвистический анализ
текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая
компетенция
Взаимосвязь языка и
культуры.
Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов.
Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого
этикета в различных сферах общения.
Материал для школ с родным
(нерусским)
языком обучения
Русский язык в кругу языков
народов России.
Сходства и различия
фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков.
Перевод с родного языка на
русский как вид речевой деятельности.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с
родным.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения русского языка на базовом уровне в старшей школе ученик должен
знать
·
основные функции языка;
·
смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
·
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой
сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
уметь
·
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
соотнесенности содержания и языкового оформления, ** эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
·
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности употребления;
·
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка;
·
объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и
других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
·
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и
характера текста;
·
извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в
том числе представленные в электронном виде на различных информационных
носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
·
владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
·
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания разных типов и жанров в социально-быто-вой, учебно-научной (на
материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
·
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
·
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.
Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
·
осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, сходства
и различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
·
преодолевать в процессе речевого общения акцент и отклонения от нормы и
системы русского языка, возникающие под влиянием родного;
·
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
·
переводить с родного языка на русский тексты разных типов.