Словарь терминов
ФИГУРЫ РЕЧИ ФИГУРЫ РЕЧИ – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.
1.
АНАФОРА (= единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или
однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или
стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем...)
2.
ЭПИФОРА (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных
предложений. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему я титулярный советник?)
3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)
4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.)
5.
ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее содержит
усиливающее значение (...вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.
Он волновался, тревожился, сходил с ума).
6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного (прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный бой).
7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена предложения (Мужики – за топоры).
8.
УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность
речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном (Но я
хотел... быть может, вы...).
9.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к кому-либо или
чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает
выразительность речи. (Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я
предан вам душой.)
10.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить
на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому
явлению. (Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской
ночи!)
11.
МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и
интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (И пращ, и
стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.)
12.
БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту
динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет.)
13. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – намеренное нарушение границ предложения (Это была «Волга». Пепельная. С московским номером).
14.
ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении 2 понятий,
противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в
результате которого возникает новое качество. (Горькая радость, звонкая
тишина, сладкая скорбь, красноречивое молчание).
15.
КАЛАМБУР – юмористическое использование многозначности слова или
звукового сходства различных слов. (Шёл дождь и два студента. Защитник
вольности и прав в сём случае совсем не прав.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА –
это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено
в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии)
лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при
помощи другого.
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).
2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).
3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).
4.
МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного
предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба,
шепот волн, день помрачнел).
5.
МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как
между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп,
город спит = люди).
6.
СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы
изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную
любовь и обманутые надежды вообще).
7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
9.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения
одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).
10.
ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором
указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица,
город на Неве).
11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).