Образцы сочинений - рассуждений
Проект сочинения ГИА-2012 (С2.1)
1) Язык это сложная многоуровневая, но в
то же время взаимосвязанная система. Так лексика (словарный запас
языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то
есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания
грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть
построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.
Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л.
Васильева.
Например, в
предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным
суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое
отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте).
Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением
(названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме
именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое
явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так
знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью
(названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: `Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают`.
2образец:
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух
частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь»
Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который
используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы
дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей.
Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь
языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя
в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные
слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и
жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части
высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова
«грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает
правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических
правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать
собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние,
отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все
знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек
хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение,
вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их
построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит
в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной
синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой
синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую
агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и
употребление слова "должны" (предложение № 19).
Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
Взято на сайте "Словесник"