Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 17.06.2021, 05:15
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ЕГЭ Русский язык

Проблема текста. Работа с текстом.Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
14.10.2012, 22:23
Проблема текста. Работа с текстом.Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

Проблема текста.

-Что такое проблема?

-Как выявить проблему текста?

-Как сформулировать проблему текста?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.
            Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.
            Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
            Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
            Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
            Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
            Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

 Работа с текстом
Легенда
            Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
            Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.
Толпа весёлых, подвыпивших  моряков съехала на берег.
Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое  дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался  судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
            А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
            Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
            Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает  хлестать красная, горячая кровь…  Как  всё это сложно, глубоко и таинственно! Да,  в жизнь нужно входить не весёлым  гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом,  как в священный лес,  полный жизни и тайны. (В.Вересаев)
Проблема текста:
            (Проблема  смысла жизни,  затрагивающая  нравственные  стороны человеческой жизни) 
         Каким образом  содержание текста касается  других людей, всего человечества?
            ( Нравственные (этические) нормы   обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)
            -Какая абстрактная идея  рассматривается автором?
 (Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)

Формулирование проблемы

Два простых способа формулировки проблемы

I.  1.Автор размышляет над проблемой  смысла жизни;
   2.В тексте поднимается проблема   смысла жизни;
   3.Текст автора заставил меня задуматься над  проблемой смысла жизни.

II.Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста  невозможно.

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

-Что такое комментарий?
-Каковы типы комментария текста?
-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.

Можно выделить два типа комментария.
  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  2.  При   концепционном  комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста,     её  актуальность,   столкновение различных   мнений  по  данному            вопросу и т. п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.  Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

  
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
Проблему смысла жизни,  отсутствия гармонии  в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды  о священном лесе, что посетили моряки  на острове Самои
- На чём заостряет внимание?
Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
 Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели  у туземцев:  развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а  живые  души   деревьев  мучаются и   страдают, так как не в силах  помочь погибшему собрату,  кокосовому дереву.
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело,   уже  никогда не улыбались
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Автор текста использовал  разнообразные художественные  средства, которые позволили  ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный  . .. шорох»  ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»),   олицетворение ( «священный лес»,  « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу»,  «как в священный лес»),  гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).


            Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный  в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
            Позиция автора такова
            Автор считает, что…
            Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
            Автор убеждает нас в том, что…
            Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
            В тексте доказывается мысль о том, что…
            Основная мысль текста заключается в том, что…
             Например:  Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в  жизнь  входить  каждый человек должен  «с благоговейным трепетом», «как в священный лес»,  тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.


Аргументация собственной позиции. Виды аргументов


 - Что такое аргументация?
- Каковы основные виды аргументов?

Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его  мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1)      тезис (положение, которое надо доказать);
2)      аргументация (доказательства, доводы);
3)      вывод (общий итог).


Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?,  а аргументы отвечают: потому что…

Аргументы  «за» должны быть:
- правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы  «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от  него такта, подчёркнутой корректности  (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).
  
Типы аргументов

  1. Естественные доказательства.

1.1.  В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет  (или мог бы иметь) каждый человек.
1.2.  В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения.
1.3.   Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к  «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя  к народной мудрости.
1.3.1.      Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста


Материал для аргументации


Иван Ильин

 У врат
26. О Божией ткани


            Вчера зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.
            «Мой отец, знаете, был очень добрый человек. Он давно уже скончался, но как вспомнишь его , так на душе тепло и светло сделается. Он был, понимаете, портной; хороший портной, мастер своего дела; так умел построить костюм, что просто заглядение. К нему из соседних городов франты приезжали и всегда бывали очень довольны: так – посмотришь, будто нет ничего особенного, а приглядишься – ну просто художество. И всегда обо всех людях болел. Сам шьёт, что-то грустное напевает, а потом вдруг  скажет: «Нехорошо вчера соседи Митревну  изобидели, зря , все  виноваты перед ней»; или : « Петру –то  Сергеевичу в праздник надеть нечего, надо бы ему справить»… И опять шьёт.
            Бывало, разволнуется и начнёт мне о «ткани» рассказывать; а он никогда не говорил  «матерьял» или  «сукно», а  всегда  «ткань».  «Присмотрись, - говорит,- Николаша, к людям. Ведь мы все одна ткань. Вот, гляди, каждая  нитка к  другой приникла и держит её; все сплелись друг с другом, все вместе к единству сведены. Вот выдерни из этого суконца одну нитку, и всю ткань повредишь. Если  только  одна ниточка не удалась, сплоховала, истончилась или порвалась, так  весь кусок выходит в брак. Ни один хороший мастер этакую больную ткань не возьмёт, ни один заказчик и смотреть на неё не станет. Так и гляди, выбирая, чтобы не промахнуться, чтобы больной ткани и в заводе у меня не было.
            Вот и с людьми так же. Мир от Господа так устроен, что мы все  - одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думаю: «Что  мне до него, когда мне самому хорошо»… А на самом-то деле не так. Если одному которому – нибудь  плохо, то  он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается.  Люди друг к другу злым местом повёртываются: не доверяют, подозревают, обижают,  ссорятся. И все чувствуют, что это от него идёт и на него за это раздражаются.  И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорей чинить дыру; а никто за это не берётся: «Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё растёт – и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – общая»…
            А ещё отец так говаривал.  «Ведь это и в хозяйстве так. Бедный человек не одному себе  беден, а всем. Нищий человек не у себя просит, а других тревожит, о муку своей говорит, язву свою обнажает. Где беда, там общая беда; где  голод, там всем хлеб горек. Безработный не один скитается, мы все им заболели. Всё равно как зуб заболит; заболит – и весь человек в смятении.. Несостоятельный человек, неудачник или пьяница – он свою беду во все стороны излучает, всех задевает, всех бременит.  И опять вся ткань испорчена; и надо как можно скорее чинить, помогать, дыру заделывать. Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут».
            Сердечнейший человек, знаете, был отец. И помогал всем, везде, где только мог. «Я, - говорил, - починкою был занят, дырку заштопал». И так, бывало, делал:    собирает отрезки от всех сукон и костюмов, иной раз прямо выпросит остаточек    у заказчика и подбирает; вертит, лицует. Составляет, подгоняет; очень ловко… И потом шить начнёт. И уж тогда весёлые песни поёт. Глядишь – жилет построил; или брюки.  А иногда и целый костюм подберёт; завернёт аккуратно в платок и снесёт бедняку. И тому запретит рассказывать: этого, говорит, никому не надо знать; молчи, и всё.  И только мы в семье понимали, что происходит. А уж любили его, как редко кого. И за советом приходили, и просто поплакать.
            Нет, знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил.
Сами прокормитесь. Какое наследство… Вот что о ткани говорил – это наследие. А как почуял смерть, позвал меня и сказал: «Ухожу,  Николаша. Не грусти. Все  мы – нити в ткани Божией; и пока живём на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот мы – нити его и по смерти призваны врасти в него. Помни о нём. Это ткань Божия. Береги её в земной жизни: каждую нитку крепи, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чём оно вздохнёт, то и делай. И всё будет хорошо»…
            Вот и кажется мне, знаете, что он прав был. Все мы – одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта»…




В.Вересаев. Всю жизнь отдала

            Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
            - Лёвочка, нам тут сходить.
            Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его  рукою и сердито сказала:
            - Куда ты, мальчик, лезешь?
            Мать в негодовании вскричала:
            - Как вы смеете ребёнка толкать?!
            Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
            - Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать!  Он идёт, - скажите пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа!.. Растите хулиганов, эгоистов!..
            Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.
            Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
            - Ну, не плачь, мальчик мой милый!  Не плачь! Не обращай на него внимания!  Он, наверно, пьяный, не плачь!
            Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:
            - Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
            Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.
            Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как  обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:
            -Эх, меня не было! Я бы ему ответил!
            Она с гордостью возразила:
            - Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая.
            Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою.
            - Ну, детка моя, не ешь, она не спелая,  расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад  «Золотой ярлык»…  Кушай шоколад.
            Она взяла сливу  и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.
            - Кушай, мальчик мой, кушай!  Дай, я  тебе разверну.
            Отец сказал просительным голосом:
            - Лёвочка, дай мне кусочек шоколада!
            - Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь?
            Мальчик молчал, капризно нахмурившись.
            - Ты, наверно, ещё не успокоился?
            Мальчик подумал и ответил:
            - Я ещё не успокоился.
            - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
            Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.

            Через двадцать лет. Эта самая  дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку  и горько что-то шептала.
            Трудную жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала:
            - А я ему всю жизнь отдала!
            Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею  «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…
            - А я ему всю жизнь отдала!..
            Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно,  горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста,  приученного ею думать только о себе.

Написание сочинения

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).

Примерное сочинение

            Автор текста В.Вересаев  размышляет о смысле жизни.   Он стремится донести до читателя мысль о том, что   «в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».
            Основная мысль текста заключается в том, что  отсутствие  гармонии 
в жизни – причина всех жизненных неурядиц.
            Обратив  наше  внимание на трепетное отношение  туземцев к  «священному лесу»  («не позволяют себе   сорвать ни листочка»), он  подчёркивает бесцеремонное   вмешательство  «подвыпивших моряков»  в девственную природу.
             Отношение к святыне   у чужеземцев  бездумное, а потому жестокое.
            Для усиления эмоционального  воздействия на читателя автор использовал  разнообразные художественные  средства, которые позволили  ему усилить звучание своих раздумий. Это эпитеты («судорожный  . .. шорох»  ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом», «священный лес»),   олицетворения ( « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», « деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу»,  «как в священный лес»),  гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).
               Позиция автора выражена явно:  чтобы не разучиться улыбаться,  быть счастливыми, надо нести в мир добро.
            Великий русский философ И. Ильин словно вторит автору текста, утверждая, что
 « все мы – одна ткань». Если одному из нас плохо, то и   другим  так или иначе живётся нехорошо, но люди этого не понимают, потому что «глупы и близоруки». Вот если бы с молоком матери учили людей  входить в жизнь « с благоговейным трепетом», то всем стало бы понятно, что «жизнь – это такой же священный лес». К  сожалению,  это «сложно» бывает осознать ( об этом В.Вересаев  говорит уже в другом своем рассказе  «Всю жизнь отдала») -  и  отдают  они   всю жизнь  « на выращивание холодного эгоиста»,  «приученного думать» лишь о себе.
            Я же хочу  выразить полное согласие с автором: в жизнь надо входить « с благоговейным трепетом»  и быть  добрыми и милосердными.
           


Литература:

1.Иван Ильин. Книга раздумий и тихих созерцаний: - М. «Альта-Принт», 2005.
         2.Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы/Сост., вступ.ст. коммент. Ю.Фохт-Бабушкина. – М.: Республика, 1999.
        3.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Категория: ЕГЭ Русский язык | Добавил: Admin
Просмотров: 32609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.