Культуре, нравственности, воспитанию
надо отводить в наших планах первое место
Д.С.Лихачев
Духовное-нравственное развитие личности
гражданина России является одним из ключевых
факторов модернизации России. Создать
современную инновационную экономику, минуя
человека, состояние и качество его внутренней
жизни, невозможно. Темпы и характер развития
общества непосредственным образом зависят от
гражданской позиции человека, его
мотивационно-потребительской сферы, жизненных
приоритетов, нравственных убеждений, моральных
норм и духовных ценностей. Воспитание человека,
укрепление его интереса к жизни, любви к своей
стране, потребности творить и
совершенствоваться есть важнейшее условие
успешного развития России.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную
тревогу вызывают вопросы духовного и
нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и
как воспитывать, как научить ребёнка любить
Отечество, свою национальную культуру,
самобытность и традиции своего народа? Этот
вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном
поиске положительного и доброго мы, как правило,
выходим на блистательный образец -
общечеловеческие ценности и идеалы.
Примером может служить наследие В.А.
Сухомлинского, который отмечал: "Особая сфера
воспитательной работы - ограждение детей,
подростков, юношества от одной из самых больших
бед - пустоты души, бездуховности:Настоящий
человек начинается там, где есть святыни души:"
Детство - это удивительная страна. Её
впечатления остаются на всю жизнь. Человек как
храм закладывается в детстве. В сегодняшней
жестокой действительности ребёнку необходимо
введение в традиционную духовную культуру. Ведь
культура - это организованная человеком среда
обитания, это совокупность связей и отношений
человека и природы, искусства и человека,
человека и общества.
Духовно-нравственное воспитание на основе
православных традиций формировало ядро
личности, благотворно влияя на все стороны и
формы взаимоотношений человека с миром: на его
этическое и эстетическое развитие,
мировоззрение и формирование гражданской
позиции, патриотическую и семейную ориентацию,
интеллектуальный потенциал, эмоциональное
состояние и общее физическое и психическое
развитие. Становление духовного человека
невозможно без правильного воспитания.
"Воспитать" - значит способствовать
формированию духовно-зрячего, сердечного и
цельного человека с крепким характером. А для
этого надо зажечь и раскалить в нём как можно
раньше духовный "уголь", чуткость ко всему
Божественному, волю к совершенству, радость
любви и вкус к доброте.
"Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребёнке
ясного понимания вещей окружающего мира. Затем
результатом понимания должно стать возведение
добрых инстинктов детской натуры в сознательное
стремление к идеалам добра и правды и, наконец,
постепенное образование твёрдой и свободной
воли". Н.И. Пирогов.
В проекте Федеральных государственных
стандартов общего образования второго поколения
процесс образования понимается не только как
усвоение системы знаний, умений и навыков,
составляющих инструментальную основу
компетенций учащегося, но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных,
социальных, семейных и др. ценностей.
Необходимо остановиться на некоторых базовых
понятиях.
Духовность личности предполагает приоритет
ориентации человека на широкий спектр
общечеловеческих и духовных ценностей с
сохранением в качестве подчиненных им всех
других потребностей, жизненных отношений и
личностных ценностей, определяющих жизнь
большинства людей.
Нравственность - ценностная структура
сознания, общественно необходимый способ
регуляции действий человека во всех сферах
жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей
среде. В широком смысле слова нравственность -
особая форма общественного сознания и вид
общественных отношений; в узком смысле -
совокупность принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу и обществу.
Духовно-нравственное воспитание - содействие
духовно-нравственному становлению ребёнка,
подростка, молодого человека, формирование у
него системы базовых гуманитарных ценностей,
ориентированных на приоритет прав и
обязанностей человека, межкультурный диалог,
активное участие детей, подростков и молодежи в
общественной жизни; готовности к свободному
выбору пути своего развития и ответственности за
него.
Важнейшей целью современного образования и
одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России
Это позволяет выделить основные результаты
воспитания, выраженные в терминах ключевых
воспитательных задач. Их содержание отражает
основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
В Федеральной программе развития образования
воспитание рассматривается как
целенаправленная деятельность, осуществляемая в
системе образования, ориентированная на
создание условий для развития и
духовно-ценностной ориентации обучающихся на
основе общечеловеческих и отечественных
ценностей.
Сегодня данные ценности подвергаются мощному
воздействию отрицательных явлений окружающей
среды. Утрате ценностей способствуют изменения,
связанные с открытым и увеличивающимся
социальным неравенством, с нарушением
равновесия семьи, в которой потеряна
вертикальная традиция преемственности
поколений, с существенным снижением этического
стандарта, выразившегося в повсеместном
распространении коррупции, порнографии,
наркомании, в росте преступности, в
маргинализации массовых культурных образцов, в
сомнительных поведенческих примерах. Обострение
проблемы приобщения к общечеловеческим
ценностям вызвано также появлением молодежных
группировок с расистскими, инфернальными
установками, готовых к насилию, вандализму и
правонарушениям. Поэтому оказание помощи
подросткам в правильном выборе
духовно-нравственных ценностей, ориентации на
общечеловеческие и национальные ценности,
построение такого воспитательного пространства,
которое "формировало бы жизнеспособность
личности, т. е. способность выживать в условиях
нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь
в созидательном направлении" (Н.Д. Никандров)
являются приоритетными задачами современной
общеобразовательной школы.
Этим я объясняю выбор программы
"Формирование ценностных ориентаций у
подростков". Она рассчитана до 2012 учебного
года.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.
Задача:
- Формирование ценностных ориентаций у
подростков как процесс их приобщения к наиболее
значимым общечеловеческим ценностям:
- Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру,
Земле, Отечеству.
Этапы реализации Программы
I этап - подготовительный (2008/2009 гг.)
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий,
форм, методов и способов воспитания с учетом
личностно значимой модели образования.
- Изучение современных технологий новаторов,
обобщение их педагогического опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап - практический (2009/2011гг.)
- Апробация и использование в
учебно-воспитательном процессе
личностно-ориентированных технологий, приемов,
методов воспитания школьников, социальной и
психолого-педагогической поддержки личности
ребенка в процессе развития и раскрытия его
индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической
деятельности по моделированию и построению
воспитательной системы по духовно -
нравственному воспитанию.
III этап - обобщающий (2011/2012гг.)
- Обработка и интерпретация данных за 4 года.
- Соотношение результатов реализации программы
с поставленными целью и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего
формирования воспитательной системы.
Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание
мотивов их поведения дают возможность
предвидеть их реакции в различных ситуациях, что,
в свою очередь, делает воспитательную работу
более рациональной и экономной.
Направления диагностики