Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Понедельник, 18.12.2017, 09:57
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




КОНТАКТЫ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА


НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА К ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Совершенно очевидно, что определить стратегию и тактику подготовки к любому виду экзамена можно, только зная, из че­го он состоит и какова его структура. Во вступлении уже было сказано, что в настоящее время в ЕГЭ по литературе нет зада­ний в форме тестов — части А. Задания части В, требующие краткого ответа на вопрос по представленному художественно­му тексту, рассчитаны на базовый уровень, то есть не являются самыми сложными. К ним достаточно легко подготовиться, ра­ботая по многочисленным тренировочным вариантам, которые представлены как на официальном сайте Федерального инсти­тута педагогических измерений, так и в различных учебных по­собиях, предназначенных для подготовки к ЕГЭ. Сложнее об­стоит дело с заданиями части С, требующими развернутого ответа разного формата. На подготовку именно к этой, самой трудной, проблемной, многоаспектной составляющей части ЕГЭ по литературе нацелено данное пособие.

В соответствии с экзаменационной моделью ЕГЭ, сохра­няется прежний тип заданий части С. Среди них 4 задания (С1-С4) требуют развернутого ответа в объеме 5-10 предло­жений и одно задание (С5) предполагает создание самостоя­тельного полноформатного связного высказывания на лите­ратурную тему, другими словами — сочинения по одному из трех предложенных проблемных вопросов по произведениям литературы XIX и XX веков; объем такого сочинения должен быть не менее 200 слов.

Задания С1-С4 предполагают включение разных аспек­тов анализа литературного произведения, которое дается для работы по части В (напоминаем, что в части В требуется крат кий — в виде слова или сочетания слов — ответ на вопрос). При этом в первой части варианта представлен фрагмент эпи­ческого или драматического произведения и к нему относятся задания CI, С2, а во второй — лирическое произведение, к ко­торому относятся задания СЗ, С4.

Задания С1 и СЗ связаны с содержательным аспектом произведения. С1 — это вопрос о роли и месте данного фраг­мента в произведении, его тематике и проблематике. СЗ — предполагает анализ идейно-тематического содержания сти­хотворения, его сюжета и образов, а также образно-эмоционального воздействия поэтического текста.

Задания С2 и С4 требуют включения анализируемого ма­териала в литературный контекст, то есть развернутого рассу­ждения о проблемно-тематических связях данного эпического или лирического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

Самое сложное и объемное задание С5. Оно представляет собой развернутый ответ на вопрос проблемного характера, который подразумевает не только самостоятельное осмысле­ние поставленной проблемы, выражение своего отношения к ней, но и умение аргументировать высказанные суждения на основе анализа идейно-художественного содержания рассмат­риваемого произведения, обращаясь к его тексту по памяти. При этом оценивается не только содержательная сторона от­вета, но и его форма, то есть связность, логичность, последо­вательность развития мысли, соблюдение речевых норм. Кро­ме того, форма литературно-критического очерка, в которой предлагается выполнять данную часть экзаменационной рабо­ты, предполагает уместное использование теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала. Только при соблюдении всех указанных требований возможно получить высокий балл за эту часть ЕГЭ по литературе — а это составляет целых 38 % от общего балла за всю работу. В задании С5 вам предлагается на выбор три темы, которые рас­пределяются в соответствии с литературно-художественным материалом: 1-я тема — по произведениям первой половины XIX века, 2-я тема — по произведениям второй половины XIX века, 3-я тема — по произведениям XX века. Такое рас­пределение в соответствии с важнейшими вехами отечествен­ного историко-литературного процесса не подразумевает раз­личие в сложности поставленной проблемы, которую вам предстоит раскрыть. Это означает, что вы можете выбрать од­ну из трех предложенных тем, ориентируясь на свои предпоч­тения: более глубокое знание той или иной части курса, луч­шее .понимание поставленной проблемы, возможность более точно аргументировать свои позиции с помощью текста про­изведения, который вы хорошо помните. В любом случае вы­бор той или другой предложенной темы не будет влиять на оценку вашей работы, поскольку они не ранжированы по уровню сложности.

Распределяя силы и время при подготовке к этому экзаме­ну, нужно также учитывать то, что только выполнение зада­ний всех частей С обеспечит вам высокий балл. Ведь задания части В (с кратким ответом) относятся к базовому уровню, что означает следующее: даже если вам удастся справиться со всеми этими заданиями, то есть дать правильные ответы на все 12 вопросов, вы не получите больше удовлетворительной оценки. В процентном отношении эти 12 вопросов составляют 31 % от общего балла за всю работу, то есть столько же, сколько 4 вопроса С1-С4, но ценятся они меньше, поскольку С1-С4 являются заданиями повышенного уровня. А самая высокая оценка будет за третью часть, поскольку задание С5 высокого уровня сложности, да и л процентном отношении к общему баллу она составляет больше трети. 

Что же из всего этого следует? Безусловно, необходимо го­товиться ко всем частям ЕГЭ по литературе: только так воз­можно добиться самого высокого результата на экзамене. В то же время надо учитывать специфику заданий каждой из частей и в соответствии с этим определять стратегию подготовки. Так, например, известно, что многие задания части В требуют хорошего знания теоретико-литературных понятий. А значит, вам в любом случае придется повторить этот материал курса литературы. Но, как было отмечено выше, без знания теорети­ко-литературных понятий и умения использовать их при анали­зе художественных произведений невозможно рассчитывать на высокий балл и при выполнении частей С. Получается, что, по­вторяя этот материал, вы готовитесь ко всем частям ЕГЭ по ли­тературе, хотя применять эти знания вам придется по-разному: в части В — давать краткие ответы, а в частях С — самим вы­бирать, какие из известных вам теоретико-литературных поня­тий будет уместно использовать и как органично ввести их в ход ваших рассуждений по "предложенному проблемному во­просу. Подробнее о стратегии подготовки к ЕГЭ по литературе будет сказано в следующих частях данного пособия. Сейчас лишь подчеркнем, что она должна быть хорошо продумана, чтобы сделать вашу подготовку к этому непростому экзамену целенаправленной и результативной.

С другой стороны, необходимо заранее продумать и тактику работы на экзамене. Время, которое отводится на вы­полнение всех заданий, невелико: всего 4 часа (240 мин.). Раз­работчики ЕГЭ по литературе рекомендуют распределять это время следующим образом: для выполнения 1-й и 2-й частей работы, которые включают все задания частей В и С1-С4, то есть разноаспектный анализ приведенного фрагмента эпичес­кого / драматического и лирического произведений, отводится 2 часа, столько же времени, по их мнению, потребует выпол­нение 3-й части работы, то есть С5 — сочинение по проблем­ному вопросу. Практика подготовки к ЕГЭ показывает, что те ученики, которые неплохо владеют материалом, достаточно быстро справляются с заданиями части В: на все 12 заданий, включая чтение приведенного художественного текста, в среднем уходит не более 30 минут. Это означает, что 1,5 часа можно отвести на выполнение С1-С4, то есть на каждое из че­тырех заданий пойдет примерно 20 минут. Согласитесь, что это не так уж и много: ведь если каждый из таких письменных ответов будет содержать 10 предложений, то окажется, что на обдумывание, написание и проверку 1 предложения можно потратить только 2 минуты, с чем далеко не всегда может справиться даже профессионал. Как же быть и где взять вре­мя, чтобы выполнить работу полностью и как можно лучше?

Во-первых, возможно сократить время на часть В: если этот тип заданий хорошо отработан при подготовке к ЕГЭ, можно уложиться и в 20 минут, а иногда и меньше. Во-вторых, совсем не обязательно так обстоятельно «расписы­вать» каждый ответ на вопросы части С1-С4, более того — имеет смысл научиться коротко отвечать на самую суть этих вопросов, полностью избавив свой ответ от «воды». Заметим, что разработчики ЕГЭ по литературе достаточно прозрачно намекают на такую возможность: в инструкции по выполне­нию работы, данной к проекту демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе, сказано о том, что необходимо «сформу­лировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая про­странных вступлений и характеристик»'. Это подтверждается и тем, что в «Критериях проверки и оценки выполнения зада­ний с развернутым ответом», приведенных в том же офици­альном документе, относительно заданий С1-С4 отмечено следующее: «Указание на объем условно; оценка ответа зави­сит от его содержательности (при умении точно формулиро­вать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно отве­тить и в меньшем объеме)»2. Другими словами, даже 5 предложений писать не обязательно, если, конечно, вы смо­жете полноценно ответить на вопрос в 2-3 предложениях, что, впрочем, маловероятно. Скорее всего, следует выбрать «золо­тую середину»: писать сжато, но точно, стараясь уложиться в 5—6 предложений. Экономия времени при этом очевидна, но научиться так компактно выражать свои мысли весьма непро­сто — об этом мы специально поговорим в соответствующей части этого пособия.

В-третьих, следует отдельно продумать тактику работы по части 3 — С5, то есть над сочинением. С одной стороны, мо­жет показаться, что 2 часов слишком мало для выполнения та­кого сложного задания. Но, учитывая наши расчеты, больше времени вз*ять неоткуда. Значит, надо сделать так, чтобы как можно рациональнее его использовать — об этом у нас пойдет особый разговор в разделе пособия, который посвящен подго­товке к заданиям С5. С другой стороны, многие еще помнят о том, что раньше по русскому языку и литературе выпускной экзамен в школе и вступительный в вуз проходил в форме со­чинения. Тогда на него отводилось соответственно 6 часов в школе и 4 часа в вузе. Конечно, это намного больше, чем то время, которое можно отвести на сочинение во время ЕГЭ по литературе. Но ведь и требования к такой работе существенно изменились: вам вовсе не надо писать пространное сочинение на 4-6 страниц формата А4, как это требовалось, например, при поступлении на гуманитарные факультеты МГУ или РГГУ, да и школьное сочинение на выпускном экзамене, пре­тендующее на высший балл, обычно занимало 4-5 и более страниц. Это было вполне оправдано тем, что темы таких со­чинений требовали обстоятельного анализа многих аспектов идейно-художественного содержания произведений, подроб­ной аргументации своих суждений, большого количества ци­тат и т.д. Например, тема «Жанрово-композиционные особен­ности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» подразумевала, что в сочинении надо не просто перечислить эти особенности, но и показать, в чем и как они проявляются, почему возникли, что с помощью этих художественных средств выражает автор, как соотносятся принципы гоголевской поэтики с тем, что бы­ло характерно для произведений его предшественников и со­временников и т.д. Конечно, все эти вопросы, включенные в подтемы общего плана сочинения, требовали подробного рас­смотрения и, соответственно, достаточно большого объема работы. Обязательными элементами такого сочинения были содержательное вступление и заключение, в котором подвоз дился итог проведенного анализа.

В ЕГЭ по литературе темы, требующие подобного детального анализа многих составляющих художественного произ­ведения, не используются. Все они представляют собой про­блемный вопрос, на который необходимо дать конкретный ответ. Например, в демонстрационном варианте ЕГЭ по лите­ратуре 2009 года в задании С5 одна из тем формулировалась так: «Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Ев­гения Базарова?» Этот проблемный вопрос требует совершен­но конкретного ответа, в котором четко будет показано, почему и на основании каких позиций эти герои сошлись и что явилось причиной их последующего разобщения. Разумеется, это вовсе не означает, что задание С5 может быть ограничено несколькими предложениями, но и слишком подробно распи­сывать ход ваших рассуждений не нужно. Здесь важнее дру­гое: четкий, логично выстроенный план ответа, ясные и точ­ные формулировки, в которых выражены самые важные позиции по обсуждаемой проблеме, достаточная (а не избы­точная!) аргументация с использованием небольших по объе­му цитат. Не надо никаких пространных вступлений и заклю­чений, вообще не «лейте воду», то есть не пишите общих фраз, ненужных для доказательства высказанных позиций сведений: все, что требуется от вас, это раскрыть тему, а не блеснуть своими познаниями по другим аспектам курса рус­ской литературы. Если такая информация окажется излишней, то она сыграет против вас, поскольку в критериях оценки за­дания С5 нет позиций, которые позволяют проверяющему по­ставить лишний балл за то, что вы что-то знаете из курса рус­ской литературы вне связи с темой сочинения, зато есть реальная возможность потерять баллы за необоснованное привлечение текста или нарушение логики развития мысли.

Учитывая все эти условия, можно точно сказать, что ваш ответ на проблемный вопрос задания С5 вполне реально из дожить в сочинении небольшого объема: как и в заданиях С1-С4 лучше всего выбрать «золотую середину» — примерно 300-400 слов (напоминаем, что минимальный объем — 200 слов). Очевидно, что в 2 часа, которые мы с вами решили отвести на выполнение задания С5, можно уложить и обдумы­вание проблемы, и написание текста такого объема, и его про­верку. Конечно, далеко не у всех сразу получится именно так сжато и рационально выстроить свою работу, но этому можно научиться. Антон Павлович Чехов как-то заметил: «Крат­кость — сестра таланта». Наверное, если уж не талант, то спо­собности писать сочинение есть у любого из вас, надо только постараться их развить, чтобы на экзамене наверняка добиться успеха. Именно в этом данное пособие и призвано вам по­мочь. Главное — учиться, верить в свои силы и не бояться трудностей.




ImageChef Custom Images

На главную
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.