Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)
- Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
- Проблема, поднятая в тексте.
- Комментарий.
- Авторская позиция.
- Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие,
частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
- Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию
(ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и
(или) читательский опыт).
- Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров
художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное
отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и
прочитанный мною текст переносит меня в ...
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим
словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные
существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь,
милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно
представить себе духовную жизнь человека. Известный современный
публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том,
что...
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или
главной мысли текста (в вопросах уместно использовать
слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться
отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на
душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от
«псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в
своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень
трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих
нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не
так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...
Комментарии
— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о ...
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...
— В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»:
автор говорит не только о ..., но и о ... Такой смысловой емкости автор
достигает при помощи ...
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ...
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение |
|
Нейтральная позиция (констатация фактов) |
|
Порицание, осуждение |
|
|
|
|
|
- Автор восхищается...;
- поражается..., удивляется...;
- словно приглашает вместе с ним полюбоваться...;
- с интересом наблюдает за тем...;
- любуясь (чем-то), создает словесную картину;
- как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о...
|
|
- Автор размышляет о...;
- словно приглашает читателя к диалогу...;
- делится своими мыслями, наблюдениями...;
- ставит перед читателями важную, злободневную проблему...;
- пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
|
|
- Автор с болью в сердце пишет о том, что...;
- с горечью говорит о…;
- у автора вызывает негодование...;
- автор не может мириться с тем...;
- с горькой иронией пишет о том...;
- свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...
|
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что
вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной
назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма»
между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
- Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
- Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
- Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
- Проблема ... не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
- На уроках ... я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
- О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
- Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
известных ..., как ...
- Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...
- Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ... заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
- Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...
- Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
- Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую
позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что
... (я узнал, что)
- Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит
итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с
прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении,
что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность
человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже
хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир,
недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются
«потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том,
чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих
поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о
том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне
веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.