1.Формулируем проблему
Можно (и это выигрышнее) начать сочинение с риторического вопроса.
В данном тексте автор поднимает проблему...
2. Комментируем проблему
Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (если
это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны
сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т.
е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают
человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема
философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и
смерти, отметь, что над такой проблемой человечество задумывается с
давних пор. Если проблема экологическая, отметь её злободневность в наши
дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном
потеплении, об изменении климата всей планеты).
3. Выявляем авторскую позицию
Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции:
• По мнению автора,…
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
4. Аргументируем свою точку зрения на поднятую автором проблему, т. е. пишем сочинение-рассуждение
Я согласен с мнением автора. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.).
Мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Я неоднократно слышал это от …... В
этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги;
можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную
статью, радио- или телепередачу и т. д.).
5. Делаем вывод:
Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)