Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 25.04.2024, 12:31
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » КЛАССНЫЙ ЧАС

СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА?

СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА?

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый тре­тий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитыва­ется в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, ско­рее всего, живет в гражданском браке (Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие на здо­ровье и продолжительность жизни россиян // Наука. Технологии. Инновации. 2004. № 2-3).
Эти данные - наглядная иллю­страция кризиса семьи в России.
И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, про­веденных 1999 по 2001 гг., счастливую семейную жизнь и взаимопони­мание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые (Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 2000).

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальную для 11-классников тему. Ключевые понятия - семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.
Цели - расширить представление детей о семье как о важней­шем социальном институте, имеющем высокую личностную и об­щественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям нацио­нальной культуры; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.
Подготовительная работа: подготовить карточки с заданиями для трех групп (работа с понятиями).

Первая группа

Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?
Семья - это социальная группа людей, любящих и заботя­щихся друг о друге.
Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совмест­ного домохозяйства, которая выполняет функции воспро­изводства населения и социализации детей, а также содер­жания (поддержания существования) членов семьи» (Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / Семья на пороге третьего тысячелетия. M.: Институт социологии РАН, Центр общече­ловеческих ценностей, 1995)
Вторая группа

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обяза­тельства берут на себя в таком браке?
Третья группа

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?
- подготовить 3 комплекта деталей детского конструктора (обязательно с картинкой-схемой), из которых можно собрать какую-либо игрушку (самолет, машинку, трактор и т. п.) или 3 набора пазлов.
Оформление: фотографии, картинки, плакаты на темы «Се­мья», «Материнство», «Детство»; у доски поставить 3 стола для игро­ков (чтобы каждая пара стояла лицом к классу).
План
классного часа
  • Вступительное слово.
  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».
  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».
  • Ролевая игра «Совет да любовь».
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов.

Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценно­сти у современных подростков на первом месте: богатство, здоро­вье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?
(Дети высказываются.)
Несколько лет назад этот же вопрос задали российским под­росткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Уче­ные дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?
Примерные ответы детей:

  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.
  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».
  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода ро­дителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижи­мым чудом.
  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без матери­альной базы какое же счастье?
  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.
Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость роди­телей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.
Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?
Примерные ответы детей:

  • Для продолжения рода.
  • Чтобы вести совместное хозяйство.
  • Жить друг без друга не могут.
  • По традиции, чтобы быть не хуже других.
  • В поисках материальной выгоды.
  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и ка­ким должен быть в наше время.
  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»
Классный руководитель. Говоря о семье, мы употреб­ляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточ­нить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).
(Работа по карточкам. В течение 5 мин дети обсуждают вопросы.)
Слушаем представителей групп.
(Учитель дает слово представителям групп. Дети высказываются.)
Примерные ответы:

Первая группа

  • Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.
Вторая группа
  • В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреж­дения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В граждан­ском браке люди не берут на себя никаких обязательств.
Третья группа
  • Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задача­ми, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».
Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «се­мья», «супружество»?
Примерные ответы:

  • Конечно, если они будут считать, что семья - это просто со­вместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, суп­руг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Классный руководитель. Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, ко­гда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обяза­тельствами брака.
  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»
Классный руководитель. В наше время семьи зачас­тую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без
создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супруже­ство без обязательств.)
В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)
Когда-то гражданским браком называли именно брак, зареги­стрированный в государственном учреждении - в противовес цер­ковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и жен­щины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.
Примерные ответы:

  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить граждан­ским браком.
  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!
Классный руководитель. Теперь слово противникам.
Примерные ответы:

  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обяза­тельств, а значит, никакого брака там нет.
  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже ре­шили, что не подходят друг другу?
  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как пра­вило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не рас­писывается».
  • При появлении ребенка мужчина не чувствует ответствен­ности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Классный руководитель. Скептики презрительно кива­ют на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущест­венные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?
Примерные ответы:

  • Плавно перетекает в официальный брак.
  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.
  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, нена­висть к представителям противоположного пола, одиноче­ство.
  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток ми­грантов, активизация фашизма.
Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить се­мью, уменьшить количество гражданских браков?
Примерные ответы:

  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не рабо­тала, а воспитывала детей.
  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
  • Вернуться к истокам, к вере.
  • Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нор­мальной семьи.
Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отка­зывающиеся от брака, от супружества, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.
IV. Ролевая игра «Совет да любовь»

Классный руководитель. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совмести­мость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит «быть в одной упряжке»? Попро­буем разобраться в этом в ходе игры, которую мы назвали «Совет да любовь».
В игре примут участие 3 пары добровольцев. Им предстоит всего за 5 мин. решить трудную семейную задачу. Сегодня эта за­дача предстает перед ними и в виде головоломки из детского кон­структора. Каждая пара должна собрать определенную фигуру из деталей головоломки. Какая пара лучше всех справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям. Итак, прошу добро­вольцев к доске.
(Выходят 3 пары добровольцев. Учитель предлагает им выйти за дверь, чтобы подготовить материалы для игры.)
Пользуясь отсутствием игроков, я хочу объяснить вам кри­терии оценки. Для нас важно оценить, может ли данная пара ус­пешно работать именно «в упряжке», насколько они понимают, уважают друг друга. Поэтому внимательно присмотритесь, как они общаются друг с другом, есть ли у них лидер, глава, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонима­ния и каждый действует сам по себе и даже стремится подавить другого. Чтобы ничего не упустить, предлагаю каждому ряду со­средоточить внимание на одной паре (первый ряд - на первой, второй - на второй и т. д.)
(Затем учитель приглашает пары в класс, предлагает занять места и объ­ясняет суть задания.)
Задания получены, начинаем игру.
(В течение 5 мин. участники игры собирают головоломки. Зрители вни­мательно следят за ходом работы, отмечают их реплики, жесты, манеру отно­шений.)
Спасибо нашим уважаемым добровольцам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании про­верялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны». Послушаем, что скажут о наших парах зрители.
(Зрители комментируют действия игроков.)
Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.
V. Заключительное слово

Классный руководитель. Как-то я слышала фразу одно­го православного священника, который сказал: «Мне кажется уди­вительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 млн человек (к тому же пенсионеров), а в сосед­ней Турции - 150 млн молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине XXI в. в России будут миллионы счастливых многодетных семей.
VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «суп­ружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?
 По книге: Классные часы: 11 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2011. - 256 с.
Категория: КЛАССНЫЙ ЧАС | Добавил: Admin (20.06.2012)
Просмотров: 2924 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.