Тот,
кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто
правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит,
- мой враг.
Сюнь-цзы
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир
Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом
самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с
пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие
девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать
свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно
оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы
психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В
сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа,
проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма
работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен
составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).
Цели: расширить представление детей о самопознании,
саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную
оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость,
желание работать над собой; способствовать формированию адекватной
самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к
самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа
втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить
самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать
эти анкеты во время классного часа.
Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).
Оформление:
- написать тему, эпиграфы;
- для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В
колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте
сценария;
Завышенная
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость
- Тот, кто вас критикует - ваш друг.Критикует один - задумайтесь.
- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
- Критикуют три - переделывайте себя.
- Строго относитесь к себе и мягко - к другим.
План классного часа:
. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».
. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
. Цели.
. Принципы.
. Идеалы.
. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).
. Игра «Маска, я тебя знаю!»
. Заключительное слово.
. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется
выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа,
училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и
самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет.
Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут
решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко
не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я
хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать
на эти вопросы.
2. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный
человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы
считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
- Свои физические возможности, состояние здоровья.
- Свои таланты, способности (умственные, творческие).
- Свой характер, темперамент, волю.
- Свои вкусы, привычки.
- Свои сильные и слабые стороны.
Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить
свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна
правильная самооценка?
Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно
оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать
свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать
крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут
неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
3. Работа в группах по теме «Определение уровня
самооценки»
Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной
самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной
самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить
слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам,
можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с
разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и
третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны
записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице.
Дополнительное условие - обосновать свой выбор.
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные
ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной
самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости,
не считать себя выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой?
(.Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и
т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не
терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками,
не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека
самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о
проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают,
что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя
постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и
Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка,
правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о
себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с
которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает.
Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет
знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в
подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны
на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя
Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.
- Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.
- Ставила себе нереальные цели.
5. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели
Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы,
идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое.
Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое?
(Это мечта. То, к чему человек стремится.)
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
- Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку
силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце
концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают
силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете,
какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день
делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется
мечтой.
Принципы
Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком
отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это
убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы?
Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. [Дети
поднимают руки, отвечают.)
Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например:
«Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не
проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После
7 Классные часы, 9 кл.
нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бываютли люди без принципов? [Дети дают ответы.)
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на
смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей,
ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека,
потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания
детей.)
Идеалы
Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что
составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества
идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке
убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая
работоспособность, организованность и деловитость, деловое
сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим,
культура труда и бережливость, потребность к самообразованию,
самосовершенствованию.
- Составление самохарактеристики
Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам
характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я
решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить
самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.
(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
(Желающие сдают анкеты.)
- Игра «Маска, я тебя знаю!»
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас
прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой
характеристики.
(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы
считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или
недооценил себя? (Дети высказываются.)
Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.
- Заключительное слово
Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать
эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего
лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем
непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса
удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный,
неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и
познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
- Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
Дополнительный материал
Анкета «Самохарактеристика»
. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)
. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)
. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)
. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а
какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)
. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете
самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой?
Кому и в чем вы хотели бы подражать?
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.