Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. С. Тургенев
Цели
– углубить представления выпускников о любви; формировать
положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного
чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения к
любви; побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию,
саморазвитию.
Подготовительная работа: предложить двум ученикам прочитать диалог
(отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хорошо, если читать отрывок
будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны
декламировать, играть - просто внятно и тихо прочитать роскошный текст
Куприна, чтобы создать определенное настроение, с которым дети уйдут с
классного часа. Ход классного часа
Мозговой штурм.
Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».
Работа с понятиями (в микрогруппах).
Проблемная ситуация «Диагноз - любовь».
Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...».
Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».
Заключительное слово.
Подведение итогов.
Ход классного часа
Мозговой штурм
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «Любовь
на букву "С"». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?
(Дети называют слова, учитель записывает их на доске.) Примерные ответы:
- Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.
Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»
Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все
ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий
Франсуа Ларошфуко, «любовь - одна, подделок под нее - тысячи». Нужно ли
умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести
ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспризорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.
Работа с понятиями (в микрогруппах)
Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах
любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими
значениями. Послушайте задания для групп. Первая группа. Подобрать к каждому слову пример из художественной литературы. (Секс
- Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт - Дон Жуан, Анатоль Курагин,
страсть - Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита,
стерпится-слюбится - Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан
Миронов и его жена, сильнее смерти - Желтков, Ромео и Джульетта,
сочувствие, сострадание - Соня и Раскольников, самопожертвование - Вера,
возлюбленная Печорина и т. п.) Вторая группа. В греческом языке есть три слова,
означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» - жертвенная
любовь; «филиа» - дружеская привязанность; «эрос» - чувственное
влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть примерами к
этим видам любви? [«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.) Третья группа. В этом ряду - различные грани любви.
Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими
и, по сути, любовью не являются? (Спорт - несовместим слюбовью,
потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные
могут дополнять друг друга.) Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, душевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? (Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожертвование.)
Как много разных понятий вкладывает человек в слово «любовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.) IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь»
Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским
диагнозом. Недавно в газетах появилась сенсация: Всемирная организация
здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер
F63.9. С медицинской точки зрения, любовь - не болезнь в чистом виде, а
«измененное состояние сознания». Так считает автор одной статьи,
появившейся в интернете (Любимцева Ю. Любовь на букву «С» // <http://vww.from-ua.com/kio/8ab27d/882ea. htm>).
Послушайте отрывок из этой статьи.
...Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувство,
скажете вы. На самом деле - не так. На самом деле любви нет... И это
подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство - всего
лишь... могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом
физиологических реакций. Работает этот биологический механизм примерно
так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам,
интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум,
богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает
специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный
половой инстинкт, итоговая цель которого - физическое обладание, проще
говоря - секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас
обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.
Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в
жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в
жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья,
отнимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще
всячески пытается достигнуть главной цели - быть удовлетворенным. Что
самое удивительное - взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки,
ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем - все это мы в
первую очередь делаем для себя...
О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)
Почему автор называет этот вид любви «любовным эгоизмом»? (Человек думает только о своих удобствах и удовольствиях.)
Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)
Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пылкость чувств.)
Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то,
пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы,
свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом?
Что является признаком излечения от любовной болезни? Примерные ответы:
Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце учащенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.
Прогнозы: от суицида до полного излечения.
Продолжительность - 3-12 месяцев.
Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожания вдруг
начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»
Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач
неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут привести к роковым
последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную
влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро распадется, к суицидам, психическим заболеваниям.)
Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это яркие, сильные, острые чувства.
Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с
влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания.
Почему? Примерные ответы:
Влюбленные совершают много необдуманных поступков.
Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.
Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.
Классный руководитель. Но влюбленность - это не только телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном
притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)
Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Разлука,
время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние,
родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)
Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незрелую любовь.
Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром
связывается с вечностью.
В начале урока мы перечислили различные значения любви. Какое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность. V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...»
Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является
антиподом влюбленности. Значит, чтобы определить признаки настоящей
любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности.
Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.
Влюбленность
Настоящая любовь
Пылкость, скоротечность
Вечность, постоянство
Влюбленность во что-то
Любовь ни за что
Эгоизм
Жертвенность
(Признаки настоящей любви - это вечность, постоянство, любовь ни за что, жертвенность.) VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»
Классный руководитель. Может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)
Можно сказать, что влюбленность - это только маленькое зернышко любви,
из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не
сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века».
Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с
ним? (Можно прожить полвека и остаться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)
Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие
браки начинаются с телесного влечения, душевного притяжения, но потом
все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается.
Психологи заметили, что для счастливого брака нужно еще и духовное
влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это
влечение или нет?
(Предположения детей.)
Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. Назовем его
«Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы
хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем? Быть отцом? Быть
хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту?
Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему
избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено
желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает
развития. В нем только одно эгоистическое желание чем-то или кем-то
обладать.)
Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое
духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед
вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи.
Даже его одного уже достаточно для построения семьи. Вот почему раньше
судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их
желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть
желание стать настоящим мужем, а у женщины - стать настоящей женой.
Хочется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусство
любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта
любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не
способен любить, может долго выбирать жену, достойную себя, но так и не
найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при
любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)
Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании
быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека.
Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» -
это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо,
но оно притупляет чувства, заменяет их привычкой. А с другой стороны -
«привычка свыше нам дана, замена счастию она...»; в старые времена
через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди -
пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в
большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья...
пожалуй, до любви».)
Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки? (Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут - прямо героика какая-то, подвиг.)
А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» - это настоящая любовь или
болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным?
(Это любовь настоящая по всем признакам (вечная, любовь не за что,
жертвенная), но такая любовь дается только возвышенным, романтическим,
талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)
Заключительное слово
Классный руководитель. Тайна любви к человеку начинается в тот
момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания
над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом
использовать его возможности или его самого, - только глядим и
изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются
разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и
непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики,
проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить,
что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой
тайны.
(Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)
Девушка. «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не
удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю
все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого
мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой
голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как
раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так
пленил меня, мой возлюбленный?»
Ю н о ш а. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь,
ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная,
задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об
этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и
четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в
море и путь мужчины к сердцу женщины».
Девушка. «Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, человек никогда не поймет этого...»
Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую -
путь женщины к сердцу мужчины - не постигли до сих пор. Может быть,
сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?
(Звучит музыка.)
Подведение итогов
Классный руководитель. Что осталось после сегодняшнего разговора? Скука? Удивление? Радость?
По книге: Классные часы: 11 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2011. - 256 с.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.