Классный час для учащихся 10 - 11 классов "Умеешь ли ты слушать"
Классный час для учащихся 10 - 11 классов "Умеешь ли ты слушать"
Цель: 1. Расширить понятие детей о культуре поведения.
2. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, выход в сеть интернет (по возможности).
Данное внеклассное мероприятие можно проводить в старших классах,
рассказ учителя сопровождается презентацией. В заключение проводится
небольшой тест «Умеешь ли ты слушать», а если есть выход в интернет, то
можно провести и онлайн тестирование, а так же сюжетно - ролевые игры. Ход классного часа:
Организационный вопрос. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.
Рассказ учителя:
Человек - существо социальное. Одной из основных потребностей Homo
Sapiens является общение. Мы говорим много и часто. Однако, умеем ли мы
слушать ислышать? Опыт показывает, что среди существующих мифов о
способности слушать чаще встречаются следующие.
Слушать и слышать - одно и то же.
Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с
рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и
желание. Процесс слушания - результат сознательного выбора. Исследования
показывают, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину
услышанного и понимаем половину того, что слушали.
Слушание - пассивный процесс.
Концентрация внимания сохраняется сама собой не более одной минуты. В
это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую
кратковременную память. Она имеет ограниченную емкость и защищает наш
мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами
как предназначенная для обработки и анализа, она забывается. Человек сам
делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому
процесс слушания требует активного включения и сознательных усилий,
порой значительных.
Возможно одновременно внимательно слушать собеседника и качественно выполнять другую работу.
Многие убеждены, что можно одновременно говорить по телефону, печатать
документы и встречать посетителей. Конечно, можно одновременно и
собеседника слушать, и сортировать почту, и готовить презентацию. Но что
при этом будет с качеством? Правда жизни такова: одновременно выполнять
несколько задач одинаково первоклассно под силу только компьютеру. И
то, если разобраться, и компьютер выполняет одну задачу в момент времени
Человек работает лучше и качественнее, когда он занимается одним делом
единовременно. Попытки сделать даже два дела сразу неизбежно ведут к
снижению качества работы. В ситуации общения по телефону, когда вы
слушаете собеседника и одновременно занимаетесь другой работой, не
связанной с текущим разговором, такое «раздвоение личности» чревато
рассеиванием внимания и потерей нити беседы. В разговоре по телефону
собеседник ждет вашего безраздельного внимания.
Слушая, нужно продумывать свое следующее высказывание.
Нужно делать что-то одно (смотрите предыдущий миф). Если вам нужно
несколько секунд, чтобы сформулировать свой ответ, честно скажите об
этом.Собеседник оценит ваш серьезный подход и вряд ли будет возражать.
Хороших слушателей много.
Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы
игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим.
Процесс слушания - это комбинация того, что мы слышим, понимаем и
запоминаем. Умение слушать приобретается, ему можно и нужно учиться.
Что же делать? Как улучшить навыки общения? Развить умение слушать вам поможет несколько рекомендаций.
Перестаньте говорить
Это первое, что нужно сделать, так как делать два дела одновременно и качественно - говорить и слушать - невозможно.
Не перебивайте
Перебивая собеседника, мы тем самым даем ему сигнал: «То, что вы
говорите, совсем неинтересно и не очень важно». Кому это понравится?
Часто используемая фраза «Извините, что перебиваю» - неуклюжее
оправдание плохого умения слушать и должна быть навечно забыта. И не
поддавайтесь соблазну заканчивать мысль за собеседника!
Слушайте так, чтобы было слышно
В разговоре по телефону собеседник не видит вас. Он не в состоянии
оценить ваш внимательный взгляд, кивок головы и другие невербальные
сигналы. Одного вашего молчания тоже недостаточно для того, чтобы
убедить собеседника, что вы его слушаете. Более того, молчание на другом
конце провода может вызвать у собеседника сомнения, не прервалась ли
связь. Но у вас есть мощный инструмент - ваш голос, все струны которого
правильно настроены. Используйте его! Время от времени подтверждайте
ваше внимание словами «да», «я вас понимаю», «совершенно верно» и т.п.
Повторяйте вслух сказанное, особенно даты, цифры, имена. Это называется
активным слушанием.
Не отвлекайтесь
Не притворяйтесь, что слушаете. Рано или поздно собеседник заметит ваше
псевдослушание и будет огорчен, недоволен или раздражен.
Сконцентрируйтесь, настройтесь физически, приготовьтесь записывать.
Ведите записи
Люди любят, когда их мысли записывают, это создает у них чувство
собственной значительности. Но по телефону этого не увидишь, поэтому
дайте понять, что вы записываете: «Иван Иванович, не могли бы вы
повторить ваш последний аргумент, я его запишу, это очень интересная
мысль». Кроме того, в этом есть и несомненная польза для вас: у вас
останется гораздо больше информации о результате разговора.
Задавайте вопросы
Это поможет вам понять суть проблемы и покажет собеседнику, что вы следите за ходом его мысли.
Ожидайте от собеседника лучшего
«Я заранее знаю, что он скажет», «Он опять об одном и том же», «Ну,
сейчас начнется...». Такие установки мешают сотрудничеству. Сделайте шаг
навстречу, освободитесь от предубеждений и предвзятого отношения,
будьте открыты для разговора. Общение - это улица с двусторонним
движением.
Слушайте всё
А не только то, что вам интересно, полезно и приятно. Выражайте
искренний интерес к проблемам собеседника. Любая информация может
оказаться бесценной.
Интересно, как у вас обстоят дела с общением?
Для того чтобы оценить свое умение слушать и воспринимать собеседника, предлагаем ответить на вопросы из памятки В. Маклени:
1. Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?
2. Не спешите ли принять решение до того, как поймете проблему?
3. Не слышите ли лишь то, что хотите услышать?
4. Не мешают ли вам слушать эмоции, настроение?
5. Не отвлекаетесь ли вы, когда говорят другие?
6.Не запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли слушать, когда встречается что-нибудь непонятное, сложное для вашего восприятия?
9. Занимаете ли негативную позицию, когда слушаете?
10. Может быть только притворяетесь, что слушаете?
11. Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить это?
12. Принимаете ли в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
13. Следите ли за тем, что для вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?
14. Пытаетесь ли выяснить, действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и
вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?
Если на все поставленные вопросы, кроме 11 — 14, вы, положа руку на
сердце, уверенно ответите «нет», значит, вы не отгораживаетесь от
собеседника труднопреодолимым барьером восприятия. Для тех же, кто не
столь уверен в своих ответах, эта памятка по сути явится перечнем
советов, как нужно слушать, чтобы слышать.
И еще один тест, интерактивный:
http://www.kleo.ru/test/0055.shtml
А вот что отвечали посетители Mail.ru, когда их спросили «....Ты умеешь....просто выслушать???»
• Да умею, всегда выслушаю.если мне это надо
• Слушать надо сердцем, тогда и много слов не надо.
• Cлушать и слышать две разные вещи.. ищи не того кто слушает а того кто слышит!!
• Умею....Умею выслушать и....главное услышать..
• Да, наверное умею...часто приходят...просят выслушать...в жизни бывают
такие моменты, когда человеку бывает необходимо высказаться!!!!Он не
просит ничего...а просто хочет, чтобы его ВЫСЛУШАЛИ...у меня тоже бывают
такие моменты...
• Сегодня была поражена тем, что мало знакомый мне человек, / мы
сталкиваемся лишь по домовым делам/ ОТКРЫВАЛСЯ!!!.это было для меня
полной неожиданностью!!! Я и не знала о том, что у него умерла дочь, что
они с женой 14 лет воспитывают внука инвалида...для меня это было
просто потрясением!!! Рядом со мной, много лет, моя подруга..которой я
звоню или прихожу к ней и говорю, говорю...обо всём, что накипело...что
волнует... и она просто меня выслушивает...понимает, что мне это
НЕОБХОДИМО...именно сейчас... вчера всё рассказала по телефону и в конце
добавила: ВОТ! Я ТЕБЕ И ПОЖАЛОВАЛАСЬ! она лишь засмеялась... знаю, что
она в это время просто слушала и улыбалась... Счастье иметь рядом
друзей, которые умеют выслушать в трудную минуту.
Ссылка, если Вам стало интересно
http://otvet.mail.ru/question/38302270/
Заключение (сюжетно – ролевая игра)
Игра «Поговорим»:
объединитесь в группы по 2—3 человека, придумайте тему и побеседуйте.
Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить
следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Музыкальная
группа» и др.
После игры проводится обсуждение:
• Смогли ли вы услышать друг друга?
• Перебивали ли вы друг друга или реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
• Как смотрели собеседники друг на друга?
• Интересна ли была беседа партнерам или нет?
• Использовались ли намеки?
• Кто из собеседников говорил больше?
2. Игра «Испорченный телефон»
Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий
назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит
пословицу, которая передана ему с другого конца.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Совместно с учащимися формулируем выводы классного часа : умей слышать и будешь услышан»
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.