— Школа. Мастер на выдумки. Читал стихи Некрасова, Кольцова, Пушкина.
— В 15 лет — уже тетрадь стихов. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, слушает первые поэтические пробы поэта.
Учащиеся читают отдельные стихотворения, заранее подготовившись к этой
беседе: «Сыплет черемуха снегом..», «С добрым утром», «Задремали звезды
золотые...».
Москва. Работа в типографии.
Петроград.
— Публикация в журналах. Встреча с Блоком.
«Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная».
Роль Александра Блока в судьбе Есенина.
— Поэт принимает революцию. «Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли...»
— Ощущение неизбежной беды, желание уйти из жизни.
«Письмо к женщине».
— Поездки за границу. Он пишет оттуда: «В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать...»
«Я иду долиной. На затылке кепи». «Неуютная жидкая лунность...»
Рассказать о заграничных поездках поэта.
— Поэт о любви («Заметался пожар голубой...», «Я спросил сегодня у
менялы...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Спит ковыль…», «Мелколесье. Степь
и дали...», «Письмо к матери»).
— Пушкинская тема («Пушкину», «Несказанное, синее, нежное...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...»).
Задание: прочитать наиболее любимое есенинское стихотворение. Подготовить рассказ о поэте. Каково отношение Есенина к Пушкину?
Рассказывая о Есенине, школьники описывают его облик, атмосферу, в
которой рос поэт, приметы окружающей его деревенской жизни (рыбная
ловля, ночное, ясные березовые дали, труд крестьянина, сенокос),
впоследствии широко отразившиеся в его поэзии. Обратим внимание, что
именно поэтому стихотворения поэта песенны, напевны, как протяжна и
напевна русская речь, и неизбывно грустны, как российская
действительность.
Есенинская муза как бы жалеет и крестьян с их тяжелой долей, и
животных, и даже природу, окружающую весь этот мир («Гой ты, Русь моя
родная...», «Корова», «Песнь о собаке», «Я последний поэт деревни...»).
Учащиеся расскажут о первых шагах Есенина в городе, о восприятии
романтического пафоса революции, о драматической поэме «Пугачев»,
прослушают запись удивительного авторского чтения.
Другая группа школьников, наиболее подготовленных, расскажет о
группе имажинистов, с которой сближается поэт. Совершая поездки по
Германии, Франции, Бельгии, Италии, США, Есенин знакомится с западной
цивилизацией и одновременно убеждается в духовном преимуществе России, в
то же время негодует против ее нищеты.
Вот почему преобразования, начавшиеся в России с революцией,
вызывают у поэта сочувствие и симпатию. В 9 классе необходимо, чтобы
учащиеся услышали как можно больше стихотворений, доступных их возрасту,
в чтении учителя, товарищей, учащихся, автора и актеров (в записи).
Благодаря рассказам о поэте, чтению воспоминаний и, главное, текстов
есенинских произведений важно показать девятиклассникам оригинальность,
органичность поэтических шедевров Сергея Есенина.
Целую гамму переживаний вызывает у нас поэт в цикле стихотворений о любви и о родине:
...Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому...
(«Заметался пожар голубой...»)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет...
...Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь,
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть...
(«Письмо к матери»)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
(«Отговорила роща золотая...»)
Обратим внимание на их песенность, особенности лексики, подбор метафор и
пр.: например, на такие слова, как «цветь», «рань», «бредь»,
просторечные слова «шибко», «пожитки» и пр.
Метафоры, олицетворения, сравнения... Настроим учащихся на то,
чтобы они подумали, какие картины создаются благодаря используемым
поэтом тропам. Как они понимают строки, картины? Что хочет сказать поэт?
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
(«Гой ты, Русь моя родная...»)
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста...
(«Не бродить, не мять в кустах багряных...»)
...И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож...
(«Я покинул родимый дом...»)
...Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
(«Закружилась листва золотая...»)
Почему перед памятником Пушкину Есенин стоит как перед причастием?
Научиться читать, по-настоящему оценивать особую музыку
есенинских стихотворений, понимать поэтические образы настолько, чтобы
уметь радоваться и восхищаться поэтическим находкам, шедеврам, — вот
главное.
Литературовед В. Перцов во вступительной статье к есенинским
стихам в книге «Русские поэты» (М.: Детская литература, 1968. — Т. IV)
писал: «Поэзия Есенина, грустная и размашистая, щемящая и озорная, давно
нашла свое место в душе современника, закалившейся в суровых невзгодах и
бурях века».
Пусть радуют каждого молодого человека удивительная напевность
стиха, верно и точно найденные звуки, образы и краски, ведь это
есенинские строки всплывают в памяти, когда мы говорим — «тот вечерний
несказанный свет», «неуютная жидкая лунность...», «в саду горит костер
рябины красной, / Но никого не может он согреть». Эти и многие другие
строки помогают Есенину не только создать образ, характер картины, но и
передать напряжение чувств, состояние души — «Все пройдет, как с белых
яблонь дым...», позволяют и читателю выразить многие свои чувства через
стихотворные строчки Есенина.