А. С. Грибоедов - один из гениев земли
русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не
нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной
комедии «Горе от ума» его имя стало известно.
Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный
герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться
возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?
Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его
образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и
настоящего.
Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится
неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная
любовь и вера:
Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног.
Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их
речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где
тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой
для нашего времени?
Ум - это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое
проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба
ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как
много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью
одерживает победу глупость и невежество.
Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как
главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей
остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания
произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет
существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться
мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить»,
пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а
как стихии общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут мелькать и в
современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»
Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны
больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым,
застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.
За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал
человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком
Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца
за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел
потому, что он мог служить, а не прислуживаться:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».
Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что
комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и
осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем
вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих
Фамусовых.
Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли
комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд,
который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»
По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе,
повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей
уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте
семейств, - все длится борьба свежего с отжившим, больного со
здоровым... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень
Чацкого...».
В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому
Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве
энергии обновления.
Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова
«Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков
назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой
комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и
оптимизмом.
Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим
временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как
часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли
для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...». В
своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил
разговорный язык с литературным, простонародный - с лексикой
образованного дворянства.
Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и
живой язык, оригинальность жанра и композиции - все это обеспечило
долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.
Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой
культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи
декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и
пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и
поставит ее среди первых творений народных» - казались излишне
экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что
полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему
и «не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся
комедия».
Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на
фактическом материале комедии убедительно показано, что главным
критерием формирования человека как личности является его высокая
идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное
богатство, патриотизм, служение Отечеству.
В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении
образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора
сочинения самостоятельны, глубоки.
Я - Чацкий
(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)
Кто так чувствителен, и весел,
и остер, как Александр Андреич Чацкий!
Я - человек, которого приняли за сумасшедшего, и человек, который все-таки прав!
Нет, я не утверждаю, что объявившие меня сумасшедшим («Он не в
своем уме», «Безумный по всему», «Ученье - вот чума, ученость - вот
причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и
мнений») не правы во всем, но в большинстве случаев они умышленно
возводят напраслину или глубоко заблуждаются.
Что меня привело в дом Фамусова - так это любовь к Софье:
Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря...
Но когда я узнал, что Софья любит другого, то вместо того чтобы
добиваться ее взаимности, ссылаясь на давнюю любовь к ней, я стараюсь
объяснить Софье ее страшное заблуждение.
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства.
Но многие забыли? - да?
И наконец, поговорив с самим Молчалиным, я убедился, что Софья на многое в жизни смотрит его глазами.
С такими чувствами, с такой душой любим!..
И вот я одинок. Но я освободился от иллюзий по отношению к Софье.
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Я разглядел своих многоликих врагов, еще лучше осознал свои цели.
Я долго путешествовал и думал, что знаю людей, их мысли, их думы. Ан нет...
Мечтанья с глаз долой - и спала пелена.
В кругу Фамусова говорят только о чинах, деньгах, достижениях, осуждают науку:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина...
...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Женятся по расчету:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых -
Тот и жених.
Все это неприемлемо для меня.
Вот поэтому каждое новое лицо, которое появляется в комедии,
становится по отношению ко мне во враждебную позицию, и страшно
злословят не только те, которые имели прямые столкновения со мной, но и
лица, ни разу со мной не говорившие:
...Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых...
И мне остается единственное:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!.. |