«Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без
которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и русской
общественной жизни.
С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной
поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике Некрасова
настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50—70-х
годов XIX века...
Поэзия Некрасова была „обнаженным нервом" этой эпохи, нервом
правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться
к голосу страдающего народа...» — так начинается книга З. Я. Рез
«Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении», так можно начать разговор о
поэте с девятиклассниками.
По мнению литературоведов, Некрасов воссоединил культуру
образованных слоев русского общества с простонародной русской культурой,
активно встал на защиту крестьянских масс.
«Если для Пушкина важно подключить русский опыт к мировому, то
для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание этого
опыта... Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого
поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающийся с мечтами о
счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова
раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в
его самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе,
т. е. во всем, что составляет непосредственно проявляемую натуру
демократа», — пишет В. И. Коровин в книге «Русская поэзия XIX века».
Начать разговор о Некрасове нужно с повторения того, что ранее
было воспринято учащимися, — с поэмы «Русские женщины» и стихотворений
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...»,
«Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога» и других стихотворений,
прочитанных самостоятельно.
В произведениях, которые знакомы школьникам, — плач и скорбь,
жалость и гнев, протест против несправедливости, ужас и горечь перед
полной беззащитностью человеческой личности.
Широко звучат в произведениях поэта фольклорные мотивы, плачи,
песенные напевы. Некрасовская муза всем сердцем откликается на беды
народные. Указывая на крестьянку, которую били кнутом, поэт, обращаясь к
Музе, горестно восклицает: «Гляди! Сестра твоя родная!» Как понимают
это школьники? Как воспринимают сочетание низкого (в первой строфе этого
стихотворения) и высокого (во второй строфе) плана, установление как бы
родственных связей замученной и бесправной крестьянки с поэтической
Музой, подвергаемой цензурным гонениям, рaвно как крестьянка бесправной?
В данном случае крестьянка представляет бесправный народ в целом.
Будучи издателем крупного журнала, поэт строго относился к себе,
считал важнейшей задачей на земле для каждого человека гражданский долг:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан...
Необычайная
совестливость Некрасова приводит его к самообличению в стихотворении
«Родина» — все дворянское сословие виновно в нищете и унижении народа.
Школьники не так много знают о Некрасове, как о Пушкине, поэтому
сообщение учителя занимает большую часть времени, чем рассказы учащихся.
Преподаватель свяжет воедино их разрозненные рассказы-ответы о детстве и
юношестве поэта, о первых годах в Петербурге, о творческой лаборатории.
Будучи семиклассниками, учащиеся знакомились лишь с немногими его
произведениями. Теперь можно обзорно рассказать о творчестве поэта.
Например:
— драматургические опыты молодого Некрасова (водевили — «Шила в
мешке не утаишь», «Невеста под замком», пьеса «Петербургский ростовщик» и
др.);
— прозаические произведения («Физиология Петербурга», «Повесть
о бедном Климе», «Тонкий человек» и в соавторстве с А. Я. Панаевой —
«Три страны света», «Мертвое озеро», незаконченный роман «Жизнь и
похождения Тихона Тростникова»);
— в 40-е годы — стихотворения
«Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть...»,
«Пьяница», «Когда из мрака заблужденья...», «Огородник», «Тройка»,
«Родина», «Еду ли ночью...»;
— в 50—60-е годы — поэма «Саша»,
стихотворения «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла
мятежно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Рыцарь на час» и др.;
— в 70-е годы — «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»;
— поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Читая стихотворные и прозаические произведения, обсуждая их, школьники обдумывают вопросы:
— Как прошло детство Некрасова и что в нем особенно важно для
будущего поэта? Чем интересны гимназические годы? Почему в первые годы
жизни в Петербурге Некрасову было так трудно? Знакомство с Белинским
(вспомните реакцию Белинского на стихотворение Некрасова «В дороге» —
«Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!») и журнальная
деятельность Н. А. Некрасова. Чем важны для Некрасова 60-е годы? Встречи
с Добролюбовым, Чернышевским. Какова судьба Некрасова в 70-е годы?
Расскажите о болезни и смерти поэта.
— Прочитайте стихотворения Некрасова, подумайте над темами докладов и сочинений (на выбор):
— «Народ в поэзии Некрасова».
— «Город в лирике поэта».
— «Некрасов о поэте и поэзии».
— «Некрасов в оценке критики».
— «Некрасов — литературный критик».
— «Ты проснешься ль исполненный сил?»
— «Что более свойственно Некрасову — лирика или эпос?»
— «Какие стороны дарования поэта наиболее близки вам?»
После совместного чтения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» побеседуем по вопросам:
— Литературовед Л. А. Розанова в книге «Поэма Н. А. Некрасова
„Кому на Руси жить хорошо"» пишет: «„Кому на Руси жить хорошо"
единодушно признали шедевром Н. А. Некрасова. Работа над этим
произведением заняла не менее четырнадцати лет в жизни художника».
Кажется ли она вам шедевром?
— Вспомните главы в этой поэме Некрасова. Как они называются?
— Известно ли вам содержание каждой из глав?
Вопросы и задания, которые могут помочь разобраться в прочитанном:
— Что такое пролог? Что можем мы сказать о деревнях, из которых
«сошлись семь мужиков»? Как это удалось определить? Можно ли сказать,
что поэт хорошо знал жизнь этих деревень или географические названия их в
Ярославской и Костромской губерниях?
(Можно дать справку о том, что в Нижегородской губернии, по
сведениям Г. В. Краснова, существуют такие говорящие названия деревень —
Горелово, Заплатино, Дырино, Несытово, такие же или подобные названия
были в Суздальском, Вязниковском и других уездах.)
Следовательно, большая часть названий могла быть взята Н. А.
Некрасовым из действительно существовавших, другая часть вымышлена и
образована по их примеру.
Предложим учащимся подумать над вопросами:
— Зачем собрались мужики?
— Какие литературные приемы можно наблюдать в поэме (олицетворение, юмор, гипербола, сатира)?
—
Как сочетается в тексте сплетение правды и вымысла, фантастики и
реальных событий? Что убеждает читателя в правдоподобности изображаемых
событий?
— Какова роль лирического героя поэмы?
— О чем думают крестьяне и что их волнует в первую очередь? Назовите, кого спрашивали мужики о счастье (поп, помещик...).
— Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.
— Какая из глав показалась вам особенно горестной? Почему?
— Понравилась ли вам поэма? Какое впечатление она произвела?
— Назовите наиболее интересные высказывания о Некрасове.
— Почему Некрасова называют народным поэтом? Что значит для вас это определение?
—
Если бы вам как редактору предложили составить антологию стихов о любви
поэтов XIX века, какое из некрасовских стихотворений вы предложили бы в
нее? Наряду с творчеством Некрасова-гражданина, внимающего страданиям
народным, защищающего и обличающего сильных мира сего, он и поэт-лирик,
воспевающий любовь в ее различных проявлениях.
Заключительное занятие полезно провести по самым крупным темам, повторяя все, что прочитано.
Письменные задания аналитического и проблемного характера:
— Напишите свои впечатления об одном из «исповедальных» стихотворений Некрасова.
— Некрасов назвал свою Музу «музой мести и печали». Согласны ли вы с этим?
—
Сопоставьте стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки...» и
Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Что общего замечаете вы в
отношении поэтов к природе? Чем отличается у них восприятие, способ
обрисовки?
— Какие портреты Некрасова вам известны? Кто их автор?
— Какие иллюстрации к некрасовским произведениям вы знаете?
— Подготовьте доклад или сочинение, эссе на тему «Муза Некрасова».
— Какие книги, посвященные жизни и творчеству Некрасова, вышли в последнее время? Дайте отзыв на одну из них.