Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Среда, 04.12.2024, 12:53
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 9 классе

Н. А. Некрасов Лирика, «Кому На Руси Жить Хорошо»
18.04.2012, 01:10
«Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и русской общественной жизни.

С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50—70-х годов XIX века...

Поэзия Некрасова была „обнаженным нервом" этой эпохи, нервом правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться к голосу страдающего народа...» — так начинается книга З. Я. Рез «Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении», так можно начать разговор о поэте с девятиклассниками.

По мнению литературоведов, Некрасов воссоединил культуру образованных слоев русского общества с простонародной русской культурой, активно встал на защиту крестьянских масс.

«Если для Пушкина важно подключить русский опыт к мировому, то для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание этого опыта... Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающийся с мечтами о счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в его самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе, т. е. во всем, что составляет непосредственно проявляемую натуру демократа», — пишет В. И. Коровин в книге «Русская поэзия XIX века».

Начать разговор о Некрасове нужно с повторения того, что ранее было воспринято учащимися, — с поэмы «Русские женщины» и стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога» и других стихотворений, прочитанных самостоятельно.

В произведениях, которые знакомы школьникам, — плач и скорбь, жалость и гнев, протест против несправедливости, ужас и горечь перед полной беззащитностью человеческой личности.

Широко звучат в произведениях поэта фольклорные мотивы, плачи, песенные напевы. Некрасовская муза всем сердцем откликается на беды народные. Указывая на крестьянку, которую били кнутом, поэт, обращаясь к Музе, горестно восклицает: «Гляди! Сестра твоя родная!» Как понимают это школьники? Как воспринимают сочетание низкого (в первой строфе этого стихотворения) и высокого (во второй строфе) плана, установление как бы родственных связей замученной и бесправной крестьянки с поэтической Музой, подвергаемой цензурным гонениям, рaвно как крестьянка бесправной? В данном случае крестьянка представляет бесправный народ в целом.

Будучи издателем крупного журнала, поэт строго относился к себе, считал важнейшей задачей на земле для каждого человека гражданский долг:

                                                                Поэтом можешь ты не быть,
                                                                Но гражданином быть обязан...


Необычайная совестливость Некрасова приводит его к самообличению в стихотворении «Родина» — все дворянское сословие виновно в нищете и унижении народа.

Школьники не так много знают о Некрасове, как о Пушкине, поэтому сообщение учителя занимает большую часть времени, чем рассказы учащихся. Преподаватель свяжет воедино их разрозненные рассказы-ответы о детстве и юношестве поэта, о первых годах в Петербурге, о творческой лаборатории.

Будучи семиклассниками, учащиеся знакомились лишь с немногими его произведениями. Теперь можно обзорно рассказать о творчестве поэта. Например:

— драматургические опыты молодого Некрасова (водевили — «Шила в мешке не утаишь», «Невеста под замком», пьеса «Петербургский ростовщик» и др.);
— прозаические произведения («Физиология Петербурга», «Повесть о бедном Климе», «Тонкий человек» и в соавторстве с А. Я. Панаевой — «Три страны света», «Мертвое озеро», незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»);
— в 40-е годы — стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть...», «Пьяница», «Когда из мрака заблужденья...», «Огородник», «Тройка», «Родина», «Еду ли ночью...»;
— в 50—60-е годы — поэма «Саша», стихотворения «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Рыцарь на час» и др.;
— в 70-е годы — «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»;
— поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Читая стихотворные и прозаические произведения, обсуждая их, школьники обдумывают вопросы:

— Как прошло детство Некрасова и что в нем особенно важно для будущего поэта? Чем интересны гимназические годы? Почему в первые годы жизни в Петербурге Некрасову было так трудно? Знакомство с Белинским (вспомните реакцию Белинского на стихотворение Некрасова «В дороге» — «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!») и журнальная деятельность Н. А. Некрасова. Чем важны для Некрасова 60-е годы? Встречи с Добролюбовым, Чернышевским. Какова судьба Некрасова в 70-е годы? Расскажите о болезни и смерти поэта.

— Прочитайте стихотворения Некрасова, подумайте над темами докладов и сочинений (на выбор):
— «Народ в поэзии Некрасова».
— «Город в лирике поэта».
— «Некрасов о поэте и поэзии».
— «Некрасов в оценке критики».
— «Некрасов — литературный критик».
— «Ты проснешься ль исполненный сил?»
— «Что более свойственно Некрасову — лирика или эпос?»
— «Какие стороны дарования поэта наиболее близки вам?»

После совместного чтения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» побеседуем по вопросам:

— Литературовед Л. А. Розанова в книге «Поэма Н. А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо"» пишет: «„Кому на Руси жить хорошо" единодушно признали шедевром Н. А. Некрасова. Работа над этим произведением заняла не менее четырнадцати лет в жизни художника». Кажется ли она вам шедевром?
— Вспомните главы в этой поэме Некрасова. Как они называются?
— Известно ли вам содержание каждой из глав?

Вопросы и задания, которые могут помочь разобраться в прочитанном:

— Что такое пролог? Что можем мы сказать о деревнях, из которых «сошлись семь мужиков»? Как это удалось определить? Можно ли сказать, что поэт хорошо знал жизнь этих деревень или географические названия их в Ярославской и Костромской губерниях?

(Можно дать справку о том, что в Нижегородской губернии, по сведениям Г. В. Краснова, существуют такие говорящие названия деревень — Горелово, Заплатино, Дырино, Несытово, такие же или подобные названия были в Суздальском, Вязниковском и других уездах.)

Следовательно, большая часть названий могла быть взята Н. А. Некрасовым из действительно существовавших, другая часть вымышлена и образована по их примеру.

Предложим учащимся подумать над вопросами:

— Зачем собрались мужики?
— Какие литературные приемы можно наблюдать в поэме (олицетворение, юмор, гипербола, сатира)?
— Как сочетается в тексте сплетение правды и вымысла, фантастики и реальных событий? Что убеждает читателя в правдоподобности изображаемых событий?
— Какова роль лирического героя поэмы?
— О чем думают крестьяне и что их волнует в первую очередь? Назовите, кого спрашивали мужики о счастье (поп, помещик...).
— Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.
— Какая из глав показалась вам особенно горестной? Почему?
— Понравилась ли вам поэма? Какое впечатление она произвела?
— Назовите наиболее интересные высказывания о Некрасове.
— Почему Некрасова называют народным поэтом? Что значит для вас это определение?
— Если бы вам как редактору предложили составить антологию стихов о любви поэтов XIX века, какое из некрасовских стихотворений вы предложили бы в нее? Наряду с творчеством Некрасова-гражданина, внимающего страданиям народным, защищающего и обличающего сильных мира сего, он и поэт-лирик, воспевающий любовь в ее различных проявлениях.

Заключительное занятие полезно провести по самым крупным темам, повторяя все, что прочитано.

Письменные задания аналитического и проблемного характера:

— Напишите свои впечатления об одном из «исповедальных» стихотворений Некрасова.
— Некрасов назвал свою Музу «музой мести и печали». Согласны ли вы с этим?
— Сопоставьте стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки...» и Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Что общего замечаете вы в отношении поэтов к природе? Чем отличается у них восприятие, способ обрисовки?
— Какие портреты Некрасова вам известны? Кто их автор?
— Какие иллюстрации к некрасовским произведениям вы знаете?
— Подготовьте доклад или сочинение, эссе на тему «Муза Некрасова».
— Какие книги, посвященные жизни и творчеству Некрасова, вышли в последнее время? Дайте отзыв на одну из них.

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 9 классе | Добавил: Admin
Просмотров: 5464 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.