Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» по известным всем причинам
не имеет длительной традиции школьного изучения. Даже ее конкретное
«место» в школьной программе постоянно изменяется: повесть изучали в 8,
затем в 11 классе, а ныне она в программе 9 класса. Учителям следует
обратить внимание на методические рекомендации С. Леонова,
опубликованные в «Методических советах к учебнику-практикуму для 9
класса. Литература» (М., 1998).
Предлагаем примерный план изучения повести М. Булгакова «Собачье сердце».
1-й урок. Слово о Булгакове. История создания и судьба
повести «Собачье сердце». Краткий обзор ее содержания. Обсуждение
опережающих вопросов: в чем состоял эксперимент профессора
Преображенского? В чем, по мнению автора, состоял эксперимент
большевиков?
2-й урок. Комментирование и анализ фрагментов,
показывающих процессы «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания»
человека. Приемы сатирического разоблачения персонажей в повести
Булгакова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа
живучести шариковых и швондеров.
3-й урок. Система образов в повести: интеллигенты,
представители класса-гегемона, демагоги-злодеи и демагоги-простаки.
Символическая звезда над Пречистенкой. Смысл названия повести.
Гоголевские традиции сатирического гротеска в повести. Жанровые
особенности «Собачьего сердца»: фантастика, утопия и антиутопия, сатира
как средство раскрытия темы «нового человека».
Вступительное слово о писателе может опираться на справку о жизни
и творчестве М. А. Булгакова. Учитель имеет возможность дополнить ее
материалами, характеризующими личность Булгакова, выделив такие
качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжелых
испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства,
первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.
Юмор не оставлял писателя даже в смертельных обстоятельствах.
Булгаков был врачом, поэтому он, как и Чехов, знал, чем болен. Своего
друга он предупредил обо всем, что будет с ним происходить, и о том, что
жена не должна знать о наступающей трагедии (а Булгакова ожидала
слепота и мучительные боли). С женой же в это время Булгаков
разговаривал так: «...Я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры
будут вырывать друг у друга мои пьесы, а тебя будут приглашать выступать
с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье, с
красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: „Отлетел мой
сокол..."» Оба хохотали, настолько это казалось нелепым.
Он обладал даром предчувствия. Умирая в 1940 году, предсказал
Вторую мировую войну: «Я этого уже, конечно, не узнаю, но вы узнаете.
Помяните мое слово: война наделает в мире много бед».
Практический опыт изучения данной темы невелик, но разнообразен.
Так, учительница из Чебоксар Т. В. Васильева после вступительного слова о
Булгакове организовала ролевую игру «Встреча с героями повести».
Инсценированная беседа с героями писателя завершалась обобщающими
вопросами, некоторые из которых предлагаем общему вниманию, включая их в
композицию уроков:
— Почему так опасен Шариков? Есть ли сейчас люди, подобные Шарикову?
— В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и
нравственного явления в наше время? Что же может спасти наше общество от
засилия шариковых?
—Какие основные научные и социальные проблемы ставит в своей повести Булгаков?
А. Трунин заметил, что герой Булгакова Шариков удивительным
образом совмещает в себе как типичные черты новой эпохи, так и атрибуты
далекой истории, например опричнины.
Связь между ними даже в том, что опричники привязывали к седлу
собачью голову. Интересны и другие наблюдения автора (Литература. —
1999. — № 6), позволяющие организовать в классе беседу на основе
возможных вопросов и заданий:
— Какими средствами отстаивает Шариков свои «права»? Приведите примеры его наглости, демагогии, доносительства.
— Чем заслужил Шариков должность, кожаную комиссарскую куртку, оружие, почему его привозят «домой» в автомобиле?
— Как вы объясняете цветовые определения в словах профессора
Преображенского: «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с,
нет-с, не поможет, каков бы он ни был: белый, красный и даже
коричневый»?
— Почему профессор Преображенский называет главным дураком Швондера?
— Какие именно события предсказал Булгаков, предупреждавший, что
воспитанный Швондером Шариков когда-нибудь оставит от самого Швондера
рожки да ножки?
— Борясь с наглостью и безответственностью
революционных демагогов, профессор Преображенский возлагает надежду на
то, что рядом с каждым человеком будет поставлен городовой. Определите
свое и авторское отношение к этой идее.
— Что общего находите вы в
сатирических образах Чехова и Булгакова: в унтере Пришибееве, Очумелове,
Беликове и Шарикове, Швондере? (А. Трунин находит общее в том, что у
обоих писателей ярко проявляется абсолютное неприятие репрессивных
методов воздействия на людей.)
С. А. Леонов предлагает вопросы:
—
Почему Шариков не испытывает облагораживающего влияния своих создателей
и в то же время воспринимает наставления Швондера и его команды?
—
Что, на ваш взгляд, делает сатирические повести 20-х годов актуальными в
наше время? (Следует определить вместе с учащимися свое отношение к
утверждению ученого: «Время создания „Собачьего сердца" и наше сходны в
том, что они переломные для страны...») Какие именно реальные
обстоятельства человеческих отношений, представления о жизни сходны у
двух этапов истории нашей страны в XX веке?
Развитию аналитического мышления школьников помогут и такие вопросы:
— Можно ли сопоставить эксперимент доктора Преображенского с тем
социальным экспериментом, который проводили большевики в 1917 году?
Почему оба эксперимента не удались? О чем говорит фамилия Преображенский
(Л. Савина)?
— Как вы оцениваете следующее утверждение:
«Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина
(Н. Островский. „Как закалялась сталь"), Веньку Малышева (П. Нилин.
„Жестокость"), Сашу Дванова (А. Платонов. „Чевенгур"), но нашел себя в
ней именно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома,
вольготно» (Г. Лазаренко)?
Завершением обсуждения повести могут быть вопросы и задания:
— Что понял профессор Преображенский в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
— Почему, казалось бы, счастливый финал повести «Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?
— По телевидению неоднократно демонстрировался фильм «Собачье сердце».
Сопоставьте повесть с ее экранизацией. Что удалось создателям фильма, а
что показалось вам не вполне соответствующим произведению Булгакова?
Закрепить изучение повести Булгакова могут письменные сочинения по следующим темам:
1. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце».
2. Реальное и фантастическое в повести «Собачье сердце».
3. «Новый человек» в изображении М. Булгакова (в повести «Собачье сердце»).