М. ГОРЬКИЙ. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВО
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868—1936)
Ранние годы
Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в
Нижнем Новгороде 16(28) марта 1868 г. Отец, столяр-краснодеревщик,
ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры
(1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В. И. Каширина,
вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил
в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями
матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его
деятельная, одаренная натура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под
руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую
печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал
экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал
внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у
чертежника-подрядчика В. Сергеева, посудником на пароходах, учеником
иконописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в
театре. И очень много с жадностью читал, сначала «все, что попадало под
руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики,
книг по искусству и философии.
Детом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете.
Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим,
грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал
на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией,
читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы
жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма
привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888 г. Пешков
уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды
революционных идей среди крестьянства. После разгрома книжной лавки
Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.
Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу
М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал
соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты»
(1913—1923).
После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков
исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные
области России. В перерыве между странствиями жил в Нижнем Новгороде
(1889—1891), исполняя разную черную работу, потом был письмоводителем у
адвоката; участвовал в революционной конспиративной деятельности, за что
был впервые арестован (1889). В Нижнем познакомился с В. Г. Короленко,
который поддержал творческие начинания «этого самородка с несомненным
литературным талантом».
Ранние рассказы
Первый рассказ «Макар Чудра» (за подписью М. Горький) был
опубликован в сентябре 1892 г. тифлисской газетой «Кавказ». Окончательно
вернувшись (октябрь 1892 г.) в родной город, начинающий писатель
активно печатается в волжских периодических изданиях; больше года
(февраль 1895 — апрель 1896 г.) был сотрудником «Самарской газеты», где
появились его очерки, рассказы и под псевдонимом Иегудиил Хламида
фельетоны. С 1893 г. начали систематично выходить в свет художественные
произведения. Первенцами столичной прессы стали «Емельян Пиляй» (Русские
ведомости.— 1893.— Август) и «Челкаш» (Русское богатство.— 1895).
«Челкаш» принес автору широкую известность. В 1898 г. Горький издал в
Петербурге два тома «Очерков и рассказов», в следующем году — три книги
под тем же названием. Четырехтомное собрание сочинений «Рассказы» вышло в
1900 г. К писателю пришла подлинная слава.
Популярность Горького имела и оборотную сторону. Социологическая
критика низвела его реалистическую прозу до разоблачения
собственнического мира, а романтике приписала призыв к революционной
борьбе. При таком искаженном толковании творчество писателя было
противопоставлено литературе начала века. Предельное развитие эта точка
зрения получила в советское время.
Горький о противоречиях народной души
Художественные искания писателя обладали совсем иным характером.
Свои путешествия по России он объяснил «желанием видеть — где я живу,
что за народ вокруг меня» (письмо от декабря 1910 г.).
Ранние рассказы Горького обращены к странному двуначалию души,
переплетению живых и мертвых струн внутренней жизни личности. В едином с
другими писателями направлении наблюдений он, однако, избрал самую
мрачную сферу — существование босяков, безработных, ищущих пристанища
деклассированных элементов: «Два босяка», «На соли», «Мой спутник»,
«Проходимец» и др. Поэтому писатель показал страшный результат
нравственного разрушения. В «равнодушном состоянии» обитатели ночлежки
(рассказ «Бывшие люди») «все были противны каждому, и каждый таил в себе
бессмысленную злобу против всех». Но тем напряженнее
герой-повествователь всматривался в человеческие переживания, находя в
них неожиданные проявления добра («Емельян Пиляй», «Однажды осенью»,
«Бабушка Акулина»), мудрости (Кувалда — «Бывшие люди», «Коновалов»),
тяготение к красоте вольной и могучей земли («Челкаш», «Мальва»). Так
возникали проникновенные произведения о трагическом расточении души, по
природе своей способной на светлые чувства и сильные порывы.
Истоки романтической прозы
Неудивительно, что начался авторский поиск совершенного духовного
опыта. Он был найден в памяти поколений, сохранившей прекрасные
страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.
Понять смысл этих горьковских сказаний можно лишь в их
соотнесении с реалистическими рассказами. Романтический герой
оказывается включенным в среду ограниченных (как в жизни), а то и просто
жестоких, злых соплеменников. Но чем более безрадостно, тускло
существование, тем сильнее потребность яркого, неведомого. В
романтических образах воплощены в бесконечно усиленном варианте горькие
наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Народная мудрость обращена к явлению, глубоко волновавшему
писателя. Макар Чудра (из одноименного рассказа) говорит: «Смешны они,
те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон
сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди,
а все примеряются...»
Гуманистическая позиция романтического героя
Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания
большинства. О цыгане Лойке Зобаре («Макар Чудра») сказано: «С таким
человеком ты и сам лучше становишься...» В кровавой драме,
развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной
человеческой судьбы. В валашской сказке «О маленькой фее и молодом
чабане» (1892) юный чабан мечтает «идти куда-нибудь далеко, далеко, где
бы не было бы ничего такого, что он знал...», а фея, Майя может жить
только в родном лесу. Героиня «Девушки и Смерти» (начало 90-х гг.,
опубл. в 1917 г.) несет в своем сердце «нездешнюю силу» и «нездешний
свет». Всюду скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные
порывы. Чудра так завершает свой сказ: «...иди своим путем, не
сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загниешь даром».
Воспев яркую личность, следующую своим путем. Горький обратился к
острым душевным конфликтам легендарных героев. В целом ряде
романтических повествований «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»
(1895—1899), «Хан и его сын» (18%), «Немой» (1896) отражено неоднородное
столкновение, чаще трагическое, между мечтой, одухотворенным чувством,
влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к
красоте.
Смысл противопоставления Данко и Ларры
В рассказе «Старуха Изергиль» Дарра, считавший себя «первым на
земле», уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и
не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни
матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». А по прошествии
лет выясняется, что этот «сын орла и женщины» лишен сердца: Дарра хотел
вонзить в себя нож, но «сломался нож — точно в камень ударили им».
Страшна и закономерна постигшая его кара — быть тенью: «Он не понимает
ни речи людей, ни их поступков — ничего». В образе Ларры воссоздана
античеловеческая сущность.
Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как
звери», «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и
убить Данко». И только одно желание владело им — вытеснить из их
сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на
идущих что-то страшное, темное и холодное». Светлое чувство Данко было
рождено глубокой тоской при виде соплеменников, утративших человеческий
облик. И сердце героя загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не
только лесную, но прежде всего душевную. Печален заключительный акцент:
спасенные не заметили упавшего рядом «гордого сердца», и один из них,
«боясь чего-то», наступил на него ногой. Дар самоотверженного
сострадания будто и не достиг высшей своей цели.
Рассказ «Старуха Изергиль» в двух легендарных частях и
воспоминаниях женщины о возлюбленных ее молодости доносит горькую правду
о двойственном роде людском. Он от века соединил в себе антиподов:
красавцев, которые любят, и «стариков от рождения». Поэтому рассказ
пронизан символическими параллелями: света и тьмы, солнца и болотного
холода, огненного сердца и каменной плоти. Жажда полного преодоления
низменного опыта остается неосуществленной, люди продолжают жить двояко.
Образ духовной гармонии мира
Романтическое воображение, прикованное к исключительному явлению,
приводит на первый взгляд к неромантичсски суровому финалу. Но
конкретными поступками, в том числе сказочных героев, не ограничен
созданный Горьким мир. Перед нами возникает необозримое вольное
пространство, поражающее тайной гармонией: «Все было странно красиво и
грустно, казалось началом чудной сказки». Она вбирает и содеянное в
старину: к земле прижата мрачная тень Ларры; летят высоко в небе голубые
искры от сердца Данко. Это прекрасное царство рождает «человеческую
фантазию, создавшую столько красивых и сильных легенд». Неостановимый,
постоянно обогащающийся в мире разлив светлых дум, смелой мечты и есть
противоядие скудному существованию.
Эта мысль развита в других произведениях. Сокол («Песня о Соколе»)1 живет
идеалом взлета, близости к небу: «Я знаю счастье. Я храбро бился! Я
видел небо...»; «О, если б в небо хоть раз подняться!» Ужу высота не
нужна и опасна: «Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и
нет опоры живому телу». Снова побеждает жалкая мораль (наслаждающегося
темнотой и сыростью пресмыкающегося). Но легендарные волны доносят мечту
о «свободе, свете». Герой, прослушав песню крымского чабана, угадывает
«гармонию неизъяснимо сладких звуков», которые «увлекают с собою душу
высоко в темно-синюю бездну».
1«Песня...» рассмотрена в 3-й редакции 1899 года
(1-я редакция — 1895 г., 2-я — 1898 г.), где была усилена жажда Соколом
«свободы», «света», а также обобщения автора, дано окончательное
название.
В башкирской легенде «Немой» сородичи пастуха смеялись над его
влечением к небу, к вершинам гор. Но когда этот непомятный сытому
племени человек умер, о нем сохранилась священная память. Горьким
романтически опоэтизирована вечная в сознании поколении жизнь
возвышенных человеческих устремлений. Величественный духовный опыт,
сливающийся с красотой вселенной, — главная, внутренняя тема рожденных
народной фантазией сказаний.
«Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала
В этом ряду стоит «Песня о Буревестнике» (1901). После того как
В. И. Ленин процитировал ее в своей статье, «Песню...» стали именовать
призывом к революции. А в ней была раскрыта жажда нравственного
преображения мира, победа на редкость отважного и сильного духа.
Буревестник отождествлен с могучей природной стихией. «Ветер тучи
собирает» — гордая птица «взмывает к тучам»; «гром грохочет» — она
«стрелой пронзает тучи»; «море ловит стрелы молний» — Буревестник зовет
бурю, ураган. Поэтика «Песни...» оттеняет стремительное, как летящая
стрела, нарастание буревых эмоций, презрения к мраку, радости от встречи
с солнцем. Все прежние идеальные представления Горького сосредоточились
в поэтическом образе Буревестника при их «осуществлении». А препятствия
на пути, чинимые скучными, ожиревшими обитателями спокойных вод,
оказались преодоленными. Чайки «прячут ужас», гагар «гром ударов
пугает», «глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах». Клич:
«Пусть сильнее грянет буря!» — передает конечно же не призыв к
социальной борьбе, а могучие порывы — «силу гнева, пламя страсти и
уверенность в победе» — гордо реющего в грозовом небе Буревестника.
«Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе
В творчестве Горького по-разному была выражена мечта о духовной
гармонии. Основной ее смысл восходил к нравственному здоровью, яркой,
полнокровной жизни человека. В подавляющем большинстве горьковским
героям все-таки не свойственна цельность мироощущения. Но естественная
его потребность, причины разочарования были воплощены так, что в центре
внимания оказалась драма личности, достойной иной, светлой доли.
Так написан роман «Фома Гордеев» (1899). О его замысле автор
сказал: это «содержательная картина современности», на фоне которой
«должен бешено биться энергичный здоровый человек...». «Теснота» жизни и
поиск героем «дела по силам» — по этой психологической канве
развивается действие. Все здесь социально конкретизировано.
Неограниченной властью, парализующей волю всех и каждого, обладают
городские предприниматели разной ориентации: борющиеся за политическое
первенство в городе (Яков Маякин), накопители патриархального типа
(Ананий Щуров), буржуа новой формации (Африкан Смолин, Тарас Маякин). В
конце романа Фома Гордеев в припадке ненависти кричит им в лицо:
«Грязищу и духоту развели делами своими <...> Пятак — ваш бог!
<...> Кровопийцы!» Прямолинейно звучит это обвинение. Истинное
положение несравненно сложнее и значительнее.
«Фома Гордеев» во многом определил особенности горьковской
романной формы, связанной с изображением стремительно расцветающего
купеческого рода и не менее быстрого его разложения. Фома отступает от
заветов своего преуспевающего отца, но отнюдь не из-за смены
общественных симпатий. Драма молодого Гордеева лежит в сфере его
нравственных запросов.
Фома Гордеев и его окружение. Особенности повествования
Узнавание каждого лица воспроизведено сугубо по-горьковски.
Постепенно углубляются представления героя. Любая, даже короткая сцена,
как в кинематографе, имеет дальний и ближний планы. От первых
впечатлений Гордеев идет к более глубоким, пока не улавливается нечто
основное. Передано «приближение» Фомы к людям, пробуждающим его острый
интерес: Я, Маякину, его дочери Любе, утонченной аристократке Софье
Медынской.
Все они сначала пленяют воображение молодого человека, затем
обманывают его надежды на радость общения, как «обманывают» собственное
природное предрасположение. Чуткий Фома видит не только эту печальную
метаморфозу, но внутреннее состояние тех, кто ее претерпевает. Он
мучительно наблюдает: горькое для самой Медынской внутреннее ее
опустошение; отрицание Любой былых своих идеалов; откровенное оправдание
Маякиным-старшим жестокости: если есть сердце — «ума, значит, нет».
«Что такое жизнь, если это не люди?» — спрашивает себя Фома. И
вначале пугается, подозревая, что есть «еще что-то» — рок, судьба. Но
затем все настойчивее объединяет «тяжелое недоумение» перед происходящим
с тем, что некому сказать: «Братцы. помогите! Жить не могу»; что он сам
даже «думать не умеет».
Тягостная попытка решить: «Зачем живем?» — остается без ответа.
Потрясения одной души среди других, пораженных непонятными недугами,
воплотил роман. Тем не менее как страстно желанные были освещены
нетленные ценности: любовь, дружба, просветленная мысль, утрата которых
венчалась гибелью личности.
Горький намечал весьма скромную цель своего творчества —
«пробуждать в человеке гордость самим собой». Ориентиры для такой
возможности писатель искал в совершенно разных сферах жизни и культуры.
Он был влюблен в Сирано де Бержерака, героя драмы Э. Ростана, мечтая о
таких же людях «с солнцем в крови». Увлекался раздумьями о религиозном
преображении мира, в частности Вл. Соловьева. И конечно, пристально
всматривался в реальные общественные настроения. В июне 1902 г. он
сказал: «Чувствую я, что в воздухе носится новое миропонимание,
миропонимание демократическое, а уловить его — не могу, не умею».
«Брожение» мысли интересовало писателя. Услышанная многоголосая речь
пестрого людского потока обусловила поиск формы ее художественного
запечатления.